Среди них и реализуемый до настоящего времени творческий проект – марафон Дней культуры "Соседи", главными действующими лицами которого являются участники художественной самодеятельности.В конце мая, в рамках данного проекта, в гостях у соседей-михайловцев побывали самодеятельные артисты нашего района с творческой программой "Ключи Добра". 19 ноября с ответным визитом михайловцы приезжают к нам. В этот день в районном Доме культуры начнет работать персональная выставка самодеятельного художника В.М. Скирды, посвященная 80-летию Алтайского края. Одновременно с ней будет представлена и выставка прикладного творчества участников клуба "Золотой фонд Михайловского района", которые будут готовы к проведению мастер-классов с ключевцами.
А в 12 часов на сцене районного учреждения культуры народный театр Михайловского районного культурно-досугового центра представит спектакль "Бешеные деньги" по пьесе русского классика А.Н. Островского.
Михайловцы до времени своего визита предлагают ключевцам принять участие в викторине "Мы с тобою земляки". По итогам ее проведения будут определены три победителя, награждение которых пройдет также 19 ноября в районном Доме культуры. Вопросы викторины мы публикуем на страницах нашей газеты. Ответы с указанием имени и фамилии можно отправлять до 17 ноября по электронному адресу mvo-rkdc@mail.ru либо приносить в районный краеведческий музей с. Ключи.
1. День рождения Алтайского края.
2. Укажите год передачи Михайловского сельсовета в Ключевской район.
3. В каком году за счет разукрупнения Ключевского района был образован Михайловский район с центром село Михайловка.
4. Назовите имя заслуженного работника культуры, который внес большой вклад в ее развитие, как в Михайловском, так и в Ключевском районах.
5. Какие два советских заслуженных народных художника, родившиеся в Ключевском районе, прославили Михайловский район.
6. В каком году и с какой программой в Михайловском районе последний раз выступали творческие коллективы Ключевского района.
7. Памятник природы Алтайского края краевого значения в Михайловском районе.
8. Растение, занесенное в Красную книгу Алтайского края, произрастающее на территории Ключевского и Михайловского районов, которое в простонародье называют "Аленький цветочек".
9. Одна из главных достопримечательностей Алтайского края, находящаяся в Михайловском районе, которая расположена у железнодорожной линии Кулунда-Рубцовск. Входит в состав Большого туристического золотого кольца Алтайского края.
10. Что общего между понятиями: замок, село, источник, инструмент.
11. Какое село старше: Ключи или Михайловское, укажите возраст.
12. Составьте как можно больше литературных слов, используя буквы слова "Михайловское".
Л. БЕККЕР.
Слово коллегам
19 ноября Ключевская земля гостеприимно встретит своих соседей-михайловцев в рамках марафона Дней культуры "Соседи", посвященного 80-летию Алтайского края. Чтобы поближе познакомиться с теми, кто будет представлять культурный слой из жизни михайловцев, мы публикуем ряд материалов своих коллег из районной газеты "Сельская правда".
В гостях
у художника
С Владимиром Михайловичем Скирдой из села Ракиты мы впервые увиделись на праздновании 75-летия Михайловского района. Рассматривая стальные рыцарские доспехи на выставке "Деревня моя мастеровая", я, конечно же, не могла не заинтересоваться личностью их создателя. Оказалось, что много лет он работал художником-бутафором в Новосибирском оперном театре: изготавливал декорации и реквизит для театральных постановок. Договорившись о встрече, я отправилась в гости к художнику.
Ещё не заходя в дом В.М. Скирды, можно догадаться, что живёт здесь личность незаурядная, творческая. Крышу венчает металлический дракон, по периметру дома, на стенах железные подвески поддерживают цветочные горшки. Кстати, в цветочное царство попадаешь сразу, заходя во двор, есть здесь и королевские цветы – розы, и скромные петунии, и яркая годеция. Причём, по словам Ольги Анатольевны, супруги Владимира Михайловича, именно он виновник благоуханной красоты. "Это удивительный человек, который преображает действительность, – говорит она. – Видели бы вы альпийские горки, которые он сделал на даче в Новосибирске, одна из них в виде замковой башни!"
Любимый материал, с которым работает художник – это металл, наверное, поэтому и доспехи занимают в доме видное место – в гостиной. Рядом копия одного из любимых произведений В.М.Скирды – Тициановского Христа Вседержителя и ещё незаконченная картина: летний лес с зеленеющими деревьями и поверженная стихией сосна – некогда мощный титан превращается в тлен.
К моему огромному удивлению В.М. Скирда не получал художественного образования, не учился кузнечному делу. "А разве на художника можно выучиться?", – спросил он и поведал свою историю. По специальности Владимир Михайлович техник-электрик, но жажда творчества заставила его искать другой путь самореализации. Придя вместе с братом в живописный цех Новосибирского оперного театра и выполнив задание: нарисовать 2 афиши, они были приняты на работу. Азы новой профессии постигали на месте, работая с опытными художниками. Однажды для постановки "Трёх апельсинов" гастролирующего Ленинградского театра братьям предложили сделать бутафорию, что и определило их дальнейшую творческую деятельность. Реквизит обновляли и изготавливали к спектаклям "Спартак", "Аида", "Сильва" и другие. Из пенопласта и бумаги в руках мастеров появлялись камни, диадемы, маски, креолины. Было много и рутинной работы, когда приходилось целый месяц крутить шурупы, воссоздавая имитации домов, павильонов. Самым сложным и неприятным трудом В.М. Скирда называет изготовление декораций из зеркал. Крепятся они только на специальный клей, очень токсичный, хотя работали в противогазах, избегать отравления не удавалось.
Интересным было сотрудничество с фокусниками, для которых Владимир Михайлович делал специальные конструкции для "распиливания" людей, поднятия их в воздух, и прочий таинственный реквизит.
Золотые руки и художественная фантазия всегда позволяли В. М. Скирде найти дополнительный заработок. Во многих ресторанах и барах Новосибирска оригинальная обстановка создана Владимиром Михайловичем, с его участием отреставрирован Вознесенский Кафедральный собор – главный храм Новосибирской епархии. В частных коллекциях находятся его картины.
Новая грань таланта В.М. Скирды раскрылась в 1990-е годы. "Быть обладателем доспехов тогда стало модным, а у меня жизненные обстоятельства так сложились, что нужны были деньги. Купил книгу, где подробно описывалась технология изготовления доспехов, целый год после работы ночами изучал. Вначале почти все детали делаются из дерева, и уже на деревянной болванке выбиваются железные детали. Конечно же, не всё получилось сразу, приходилось многое переделывать, но желание и упорство помогли достичь результата. Параллельно над доспехами трудился мой брат. Когда два комплекта были готовы (потребовалось больше года), мы их продали толкиенистам, участвующим в фэнтези-сражениях", – рассказывает В.М. Скирда.
Потом были заказы на доспехи, являющиеся частью декора одного из ресторанов Новосибирска. Как-то В. М. Скирду попросили изготовить пулемёт и два автомата. Бутафория выглядела настолько естественно, что, когда Владимир Михайлович с напарником подъехали к ресторану и стали доставать "оружие" из машины, заметивший это водитель соседнего автомобиля испуганно пригнулся.
Работы в городе было много, но душа художника рвалась на деревенские просторы. Сегодня Владимир Михайлович с удовольствием трудится на земле, занимается хозяйством, а в свободное время пишет картины или изготавливает что-нибудь интересное в своей мастерской. Летом он наблюдал за тем, как в саду распускаются розы, как постепенно вместе с бутоном раскрывается пышная красота цветка, сегодня в его планах попытаться повторить прекрасный замысел природы, но в металле.
Ольга Клименко.
не стареющая
классика
– Внимание! Работаем.
– Что за разговоры, барышни?
– Прислуга, подходить нужно с правой стороны, чтобы господа вас видели!
– Музыку здесь тише, героев не слышно.
– А это что за стол? Откуда он? Что значит так удобнее? Нельзя за два дня до премьеры вводить новый реквизит. С реквизитом нужно работать с первых репетиций, иначе он вам "отомстит".
Вот так, под строгим и взыскательным режиссёрским присмотром рождается новый спектакль.
2 июня на сцене районного культурно-досугового центра Михайловский народный театр представил своему зрителю премьерный показ постановки спектакля "Бешеные деньги" по одноимённой пьесе русского драматурга Александра Островского.
Мы не будем пересказывать сюжет произведения, скажем только, что в нём отражена одна из сторон человеческого бытия, не самая привлекательная, но следующая за людьми из века в век. Денежный интерес, движущий персонажами пьесы, обнажает их мелкую пустячную сущность, прикрывающуюся благопристойными манерами, изысканным костюмом, витиеватыми речами. Сорвать куш, оговорить, пустить пыль в глаза, блеснуть фальшивым золотом – цель и единственное желание. И всегда нужны деньги, лёгкие, шальные, бешенные, легко достающиеся и так же легко исчезающие в никуда. Зритель может прове-сти параллели с современностью и прийти к своим собственным выводам об актуальности проблематики классического произведения в наши дни.
Накануне премьеры состоялась генеральная репетиция и мы не преминули воспользоваться приглашением режиссёра театра Оксаны Афанасьевой побывать на ней. Потому что возможность проникнуть в театральное закулисье и увидеть "актёрскую кухню" ещё более усиливает предвкушение новой встречи с талантливым актёрским коллективом, и разжигает интерес к его новому творению.
Блестящий женский
актёрский ансамбль
В пьесе А.Островского девять действующих лиц. В постановке Михайловского народного театра заняты девятнадцать актёров, потому что две женские роли – матери и дочери Чебоксаровых – в спектакле исполняют десять актрис!
Актрисы попеременно, сменяя друг друга, выходят на сцену, органично вписываясь в непрерывающееся действие. У каждой исполнительницы своя харизма, свой актёрский почерк. В том и заключались их мастерство и талант, чтобы не дать присущей им яркой индивидуальности потревожить зрительское восприятие единства действия и разрушить целостность созданного ими сценического образа. Всё это, а также одинаковые платья и причёски, соблюдение темпоритма было направлено на решение сверхзадачи, поставленной режиссёром.
На такой смелый и отважный шаг режиссёр пошла с единственной целью – вывести на сцену как можно большее количество актёров. С этим спектаклем народный театр будет подтверждать своё звание заслуженного коллектива Алтайского края на фестивале "Театральный разъезд" в Новоалтайске.
"Я в театре не новичок, но впервые довелось делить одну роль с другими четырьмя актрисами. Работать одновременно было и сложно, и интересно. Все мы разные и внешне, и по характеру, каждая по отдельности сыграла бы роль по-своему, а тут необходимо было слиться в единый образ, чтобы сменяя предыдущую актрису на лету подхватить ритм, интонацию пластику, которыми завершилась прежняя сцена", – рассказывает Надежда Пануровская, одна из исполнительниц роли пожилой дамы с важным манерами Надежды Антоновны Чебоксаровой.
Анжелика Дутская вошла во второй женский актёрский ансамбль, который исполнял роль дочери Чебоксаровой, невесты на выданье.
"Я делила роль Лидии Юрьевны, дочери Чебоксаровой, с актрисами Людмилой Быковской, Аллой Иванько, Мариной Шефер, Анастасией Игуминовой. Нашей задачей было сыграть одну героиню в разных проявлениях. Так, мне выпало показать Лидию дамой из высшего общества, желающую понравиться мужчинам, соблазнительницу", – говорит А.Дутская.
Вжиться в образ
Каждый актёр решает задачу, поставленную режиссёром, по-разному. Например, Василий Терентьев, приступая к роли любящего приврать барина Кучумова, посмотрел спектакль "Бешенные деньги" в пяти разных постановках. "Мне было интересно, как этот образ раскрывают знаменитые актёры, и вместе с тем искал собственное видение воплощения характера своего героя", – рассказывает В.Терентьев.
Актёру Сергею Андрейченко пришлось играть господина на 20 лет моложе, его возраста, да ещё и абсолютно несхожего с ним по характеру. Нужно было на какое-то время свыкнуться с несвойственными актёру качествами – изворотливостью, праздностью и постараться понять мотивацию поступков своего героя.
"Эта роль для меня – на сопротивление. Я играю Телятева, персонажа, который сорит деньгами, берёт их в долг, живёт за чужой счёт, способен на подлость. Работая над ролью мы погружались в атмосферу позапрошлого века, когда манера общения людей была совсем иной, пришлось привыкать. Мы много репетировали, я практически наизусть знаю весь текст пьесы, это позволяет мне лучше ориентироваться в действии на сцене", – говорит С. Андрейченко.
Главную роль, "делового человека", провинциального промышленника Василькова сыграл Александр Камко. "Чтобы ни случилось из бюджета не выйду", – то и дело произносит Васильков. Но бешеные деньги меняют и его, превращают в человека циничного, высокомерного.
"За время действия спектакля происходит перерождение героя. Сначала он бесхитростный провинциал, потерявший голову от любви, а в конце – разбогатевший, расчётливый, точно знающий, как добиться расположения в обществе. Моей задачей было передать на сцене происходящие с героем метаморфозы", – говорит А. Камко.
Реквизит
может "отомстить"
Нужно сказать, что большинство декораций к спектаклям и реквизитов готовят сами актёры. Им же принадлежат идеи костюмов и их изготовление, большую помощь в этом оказывает ко-стюмер Михайловского РКДЦ Т.М. Лубская. За время спектакля трижды меняются декорации, причём не во время антракта! Благодаря талантливой актёрской игре Дмитрия Болбота, Юрия Хацкова и Станислава Беленко, исполняющих роли слуг, проводимая ими смена декораций не выпадает из канвы действа и выглядит его полноценной частью.
В использовании театрального реквизита есть свои правила, которые действуют с момента возникновения театрального искусства. "Если в первом акте пьесы на стене висит ружьё, то в последнем акте оно непременно должно выстрелить", – говорил русский писатель, драматург А. П. Чехов. Каждый реквизит не случаен, и несёт определённую функциональную, а порой, и смысловую нагрузку. Чтобы он "выстрелил", работать с ним надо с первых дней репетицией. "К реквизиту нужно привыкнуть, знать, где он расположен, как с ним обращаться. Нельзя на последних репетициях что-то добавлять, менять мизансцену, даже если это может украсить спектакль. Реквизит обязательно "отомстит", потому что с ним не работали. Например, замечено, что введённая в действие на генеральном прогоне чайная ложечка, обязательно упадёт. А любая подобная мелочь может отвлечь актёров, прервать действие. То же самое и со сценическими костюмами, в них артисты должны "врасти", чтобы выглядеть на сцене естественно, так, словно в пышных платьях, фраках и цилиндрах они ходят каждый день", – поясняет режиссёр Оксана Афанасьева.
Слово режиссёру:
Оксана Афанасьева:
– К творчеству русского классика, драматурга А.Н. Островского мы обращаемся не в первый раз, его произведения без возраста и всегда будут интересны зрителю. Пьеса "Бешеные деньги" была написана в 1870 году, но темы, проблемы, поднятые в ней, сегодня как никогда актуальны. В сюжете угадываются приметы нашего времени. Так, в пьесе должников ищут ревизоры, которые могут посадить их в долговую яму, с целью принуждения к выплате долга. Сейчас взиманием долгов занимаются коллекторы, от которых не знаешь чего ожидать. Есть в пьесе и предварительная договоренность между будущими супругами, которая во многом напоминает современные брачные договоры, получающие распространение. Как и в позапрошлом веке, сегодня многие люди из любви к деньгам, из желания жить роскошно, на широкую ногу, готовы поступиться собственной совестью.
В пьесе действие разворачивается вокруг жадной любви к деньгам. Васильков зарабатывает "умные" деньги, любителя жить за чужой счёт Телятева ждёт долговая яма, Глумов становится доверителем богатой старухи, ради денег. Лидия Чебоксарова продаётся за "бешеные" деньги, для неё единственный стыд – это бедность. Но бешеные деньги – деньги случайные, легко приходят и уходят. Вопрос, который ставится в пьесе и спектакле, сколько же стоят деньги? Оправдана ли та цена, которую заплатили за них герои пьесы?
Любовь Дмитриева