На протяжении своего трудового пути его имя не "сходит" со страниц нашей газеты как замечательного работника на земле, овладевшего в совершенстве различными видами техники. За свой добросовестный труд Николай Буянов награжден множеством наград, а самой важной – Почетного звания "Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации" - указом Президента Российской Федерации он был удостоен в этом году. На недавно состоявшемся торжественном собрании работников сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности награду ему вручил губернатор Алтайского края Виктор Томенко. В нашем интервью Николай Иванович рассказал, как пришел в профессию и что считает самым важным для нее.
Мечты сбываются
– Николай Иванович, что стало определяющим для вас при выборе профессии в юности?
– Я мечтал стать шофером с самого раннего детства. Примером для меня, как, наверное, и для всех мальчишек, был отец, который сначала работал механизатором, а потом – водителем. Ни и все – как только закончил школу, пошел на курсы шоферов. Потом отслужил в армии срочную службу и устроился работать водителем в ОПХ "Целинное".
– Говорят, в ОПХ ковались сильные кадры, да и коллектив там был очень сплоченный?
– Это действительно так, и именно коллектив мне помог вырасти до профессионала своего дела. Моих товарищей-наставников уже нет в живых, но я до сих пор вспоминаю их советы. Во многом мне помогали, направляли на правильный путь Николай Владимирович Белобаба, Николай Андреевич Дюбаков. Они учили меня, как ездить в дальние командировки, как выходить из трудных ситуаций на дороге. Коллектив в ОПХ действительно был очень хороший, а автопарка – вообще сильнейший в районе. У нас было заведено отдыхать семьями, проводить различные мероприятия, в общем, все делалось для сплочения коллектива. Традиции поддерживали и заведующий гаражом Андрей Васильевич Панченко, и механик Николай Николаевич Алексеев.
Учиться и учиться
– На какой технике начинали работать?
– Сначала мне доверили старенький ГАЗ-52, потом также "повидавший виды" ГАЗ-53, и только после того как я всему научился в обращении с техникой, получил новый ГАЗ-53, а затем и ЗИЛ-130. Раньше молодежи для стажировочки что-нибудь постарее давали, чтобы навык появился, все узнали, гайки покрутили, а потом уже и новую вручали. И я также учился. Мне до сих пор вспоминаются слова старых водителей – что нужно, всегда спрашивай, не ставь из себя самого знающего. И они никогда не отказывали в помощи, в подсказке.
– Как получилось, что вы ушли из ОПХ в крестьянское хозяйство Александра Гукова?
– Это был 1993-й год. Время нестабильное, коллективные хозяйства падали один за другим. В ОПХ для меня, как для водителя, работы не было. Тогда я пошел на дождевальную машину по предложению Ивана Николаевича Чиганова. На руках дети маленькие – выбора особенного не было, их кормить нужно. Сезон поливал, потом пересел за штурвал комбайна. Вот тогда его и освоил.
В хозяйстве Гукова
А Александра Васильевича я знал еще по работе в ОПХ, где он был главным агрономом. Он с самого основания хозяйства звал работать к нему, но я год раздумывал, боязно было уходить из ОПХ. В это время одновременно у другого начинающего фермера возил продукцию в город Кемерово. Но понял для себя, что стабильной работы не получится и перешел к Гукову, и уже после того времени никуда из хозяйства не уходил. В декабре трудоустроился, а в феврале он купил новый КамАЗ, и до 2006 года я на нем трудился. Механизатором я стал из-за возникших проблем со зрением. Для меня это, конечно, стало серьезным изменением в жизни. Водительская работа – это разнообразие, что-то новое перед глазами каждый день, каждую минуту. А механизатор может работать на одном поле весь день, ездит туда-сюда на небольшой скорости. Но человек, как говорится, привыкает ко всему. Привык и я. Комбайн – сложный агрегат. В жизни некоторые механизаторы даже боятся работать на нем. Там столько крутящих моментов, навесных приспособлений и механизмов, что не каждый человек может все это осилить и понять. А другие, наоборот, только и работали бы на комбайне.
Техника сложная
– А вам легко было освоить и понять?
– Не скажу, что сразу, но к этой технике я приспособился. Я семь лет отработал на комбайне "Палессе", а до этого на "Доне-1500". Но последний год я уже не работал на нем. Техника сложная, серьезная. Тут надо шевелиться, а за молодыми механизаторами сложно угнаться. Сейчас пашу и сею на тракторе "Кировец".
– Расскажите, какая сейчас молодежь приходит работать в сельском хозяйстве. Какими качествами вообще должен обладать молодой механизатор?
– Он должен просто хорошо работать. Я долго тружусь в сфере сельского хозяйства и могу так сказать: если нет старания, нет желания хорошо сделать свое дело, узнать что-то новое, то ничего не получится. Просто "залетные", может быть, и продержатся долго в профессии, но работать хорошо не будут. У нас в хозяйстве сейчас очень сильный механизаторский коллектив, не нужно никого подгонять, каждый знает, что делать. Именно из-за конкуренции я и ушел – устал гоняться за нашей молодежью. В следующем году будет, как я уже сорок лет работаю в сельском хозяйстве. Считаю, нужно давать дорогу молодым и вовремя достойно уходить.