Чтобы стать мастером в любом виде спорта, каждому спортсмену необходим тренер-наставник, разбирающийся в тонкостях своего дела, способствующий умственному, физическому и моральному развитию личности воспитанников. В нашем районе немало хороших шахматистов, занимающих достойные места на соревнованиях, а вот тренер – всего один. Николай Николаевич Семейкин уже много лет работает детским тренером-преподавателем в Ключевской ДЮСШ "Юность". Недавно он стал победителем краевого конкурса "Лучший детский тренер 2018 года", проводимого в рамках программы "Развитие физической культуры и спорта" на 2014-2020 годы, и был награжден сертификатом на получение единовременного денежного вознаграждения в сумме пятидесяти тысяч рублей.
Самоучка
– Николай Николаевич, когда вы увлеклись шахматами?
– Я познакомился с шахматами, когда мне было 6 лет, и сразу полюбил эту игру. Отец со старшим братом играли, а им со мной было не интересно. Я всегда сидел рядом и наблюдал. Когда они сыграют партий десять, тогда уже отец со мной играл. Со временем желание играть лучше, больше знать о шахматах усиливалось, и до сих пор я совершенствуюсь, оттачиваю мастерство.
– У кого вы учились игре в шахматы?
– Шахматный тренер в то время – это большая редкость. Меня можно считать самоучкой. Отец учил, и с ребятами постоянно играл. Естественно, чтобы знать все нюансы и секреты, играть на профессиональном уровне, не на "поедание фигур", а на постановку "мата", требуется постоянно искать полезную информацию. Это непросто, нужна самоотдача, любовь к шахматам не как к увлечению, а как к делу всей жизни.
– Николай Николаевич, в школьные годы участвовали в турнирах?
– Да, конечно. Постоянно принимал участие в турнирах не только районных, но и краевых, занимал призовые места. В этом огромная заслуга физрука СПТУ-20 И. И. Архипенко, за что ему я благодарен и сегодня. Потом позже начал тренировать учащихся школ района, организовывал соревнования среди учеников. В ДЮСШ преподаю шахматы на протяжении 14 лет.
Главное – вера в себя
– Сколько детей занимаются на отделении "Шахматы" детско-юношеской спортивной школы?
– На сегодняшний день около пятидесяти ребятишек. Некоторые приходят, уходят, возвращаются, то есть занимаются шахматами ради удовольствия, всестороннего саморазвития или из интереса. Но есть и постоянные ученики, которые стремятся в совершенстве овладеть навыками игры. Шахматист должен обладать хорошей памятью, логическим и абстрактным мышлением, быстрым принятием решений в стрессовых ситуациях, быстро усваивать информацию и уметь применять ее на практике, заранее просчитывать множество вариантов ходов противника. Все это требует времени и сил, которые тренер вкладывает в шахматиста, а сами требования с каждым годом возрастают, поэтому и шахматистов-спортсменов не так много.
– Какого возраста ваши воспитанники? Нынче в шахматы отдают и трехлетних малышей. Это оправданно, по-вашему?
– В основном это школьники, но я обучаю и детей из детского сада. Кажется, что им еще рано заниматься шахматами, но если у них или их родителей есть желание – я не отказываю. Чем раньше ребенок начнет заниматься шахматами, тем лучше будет для него. Шахматы подходят для раннего развития, формируют логическое мышление, помогают смотреть на мир шире, просчитывать свою жизнь на несколько шагов вперед. Они делают ум острым, открывают перед ребенком отличные перспективы. Шахматы приучают к труду, дают опору в жизни.
– Николай Николаевич, есть ли среди них по-настоящему одаренные на ваш взгляд?
– Я считаю, что каждый ребенок одарен по-своему, все зависит от родителей. Они должны всячески поддерживать интерес ребенка – неважно шахматы это или любой другой вид спорта. Юному спортсмену очень важна родительская помощь. Даже если родители не играют сами, обязательно нужно поддержать ребенка психологически, радоваться его победам, вместе переживать поражения. Ведь успехи далеко не сразу приходят к спортсмену, на тернистом пути к победам у него тысячу раз опустятся руки. И здесь нужен тот, кто верит в тебя. И пусть этим человеком станут для ребенка родители.
– Как справиться с поражением? Ваши советы.
– Для того, чтобы начать выигрывать, придется обязательно проигрывать. Признаюсь, смириться с проигрышем очень нелегко, но нужно достойно его принять. Нужно дать ребенку время "отгоревать". И сделать выводы: где допустил промах, в чем соперник был сильнее. А чтобы поражение не стало причиной паники, вспомнить: и ты был силен в этой встрече, отметить свои правильные шаги. Найти позитивные стороны будет нелегко, но именно это станет тем пятачком, с которого он продолжит путь дальше. И соперников я советую подбирать сильнее себя – чтобы не стоять на месте, развиваться. Играя с сильным, ребенок может почерпнуть у него многое: секреты, стиль игры – для спортивного роста это имеет колоссальное значение.
– Что помогает вашим воспитанникам добиваться лучших результатов? И что значат для вас успехи ваших воспитанников?
– Несмотря на то, что игра в шахматы связана с умственной деятельностью, психологические и физические нагрузки делают немаловажной общую физическую подготовку. Воля, трудолюбие и целеустремленность – эти качества развивает именно спорт. Спорт помогает быть в тонусе, быть уверенным в своих силах. Большое значение и в обучении, и на соревнованиях имеет и эмоциональный подъем. Как говорится, в здоровом теле – здоровый дух. Я рад даже самым маленьким победам своих воспитанников. Думаю, что в этом и заключается сущность моей работы, как тренера.
– Спасибо за беседу.