Праздник Рождества Христова с одной стороны удивительно близок и понятен каждому, а с другой стороны безмерно таинственен. Близок, потому что каждый из нас соприкасался с чудом рождения человека. А таинственен этот праздник потому, что он связан с тайной боговоплощения.
Как пишет митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн: "Рождество Христово – это явление в мир божественной любви, причем жертвенной любви. Любовь можно проявлять по-разному. Когда Бог Отец посылает Своего Единородного Сына в этот мир для того, чтобы никто не погиб, но мог иметь жизнь вечную, посылает Своего Сына на страдание, посылает на Крестную смерть, искупающую грехи человечества, в этом высшее проявление любви Бога к нам, людям. Любви жертвенной.
Рождение Богочеловека
Для того, чтобы спасти человека, нужно было познать его до конца, надо было пройти весь путь развития человека. И тут мы говорим о воплощенности Бога, о том, что Он воплотился, принял человеческую плоть, воспринял весь психофизический мир человека. Христос во всем подобен нам, кроме греха, ведь Он и рождается от Духа Святого и Марии Девы.
Так как же произошло рождение Богочеловека? Об этом рассказывают апостолы евангелисты Лука и Матфей. Но прежде чем мы обратимся к Евангельским строчкам, которые в эти дни звучат в храмах, давайте сделаем необходимые исторические отступления. К моменту рождения Христа Иудея была завоевана Римской империей, и вошла в ее восточные провинции под названием Сирия. Для того, чтобы упорядочить систему налогообложения, единодержавный император Римской империи Октавиан Август (63 г. до н. э. – 14 г. н. э.) решил провести перепись своих восточных провинций. Причем иудеи должны были переписываться по месту их происхождения. Иосиф и Мария являлись потомками знаменитого библейского царя Давида (умер около 970 г. до н. э.), происходившего из Вифлеема. Потомки царя Давида были лишены трона еще в VI столетии до н. э., и давно уже жили так же, как и остальные иудеи, ничем среди них не выделяясь. Однако, пророки возвещали о том, что Спаситель, Мессия придет из рода Давидова, и именно поэтому мы, вслед за евангелистами, обращаем внимание на этот факт.
Итак, раз Дева Мария и Иосиф происходили из рода царя Давида, а их далекий предок был выходцем из Вифлеема, то Мария, ожидающая ребенка, и Иосиф, вынуждены были в дни переписи совершить долгий путь из галилейского города Назарета, где они жили, в Вифлеем – город для них чужой. Из-за наплыва народа места в гостиницах Вифлеема для Святого Семейства не нашлось.
"И было во дни те, – слышим мы вечные евангельские слова во время богослужения в Рождественский сочельник, – от императора Августа вышел указ о том, чтобы по всей земле шла перепись. Это была первая перепись, когда наместником Сирии был Квириний. Все шли на перепись, каждый в свой город. Направился также Иосиф из Галилейского города Назарета в Иудею, в Давидов город, именуемый Вифлеем. Он шел на перепись вместе с обрученной ему Марией, которая ожидала ребенка. И вот, когда они находились там, пришло Ей время для родов, и родила Она Сына Своего, первенца, и спеленала Его, и положила в ясли для скота, потому что на постоялом дворе не нашлось для них места" (Лк 2:1-7).
Так, тот, кого назовут Царем Иудейским, родился не в царских чертогах, а в вертепе – пещере, загоне для скота. Вместо колыбели – ясли, вместо дорогих простыней – солома. И животные своим дыханием согревали Богомладенца. Как поется в эти праздничные дни в храмах, ясли стали "вместилищем невместимого Бога". С одной стороны невместимого по своему величию Бога, но, одновременно, и беспомощного Младенца. В этом неразрывном единстве природы божественной и природы человеческой и заключена тайна боговоплощения. Тайны, которую нам, людям, не дано познать.
Рождество Христово
изменило ход истории
Удивительно, но Рождение Спасителя, изменившее ход истории человечества, разделившее саму эту историю на две эпохи: ДО и ПОСЛЕ Рождества Христова, произошло в тиши, и самим человечеством замечено не было – ни один историк в своих трудах не упоминает факт рождения Иисуса. По мнению богословов, это неслучайно. Потому что как раз и свидетельствует о надмирности произошедшего. О том, что Рождество Христово превосходило по своему значению саму историческую событийность. Человеческая история прошла мимо факта Рождества Христова, но именно с этого момента человечество ведет новое летосчисление. То есть Рождество Христово, оказавшись вне понимания современников, изменило весь ее ход.
В России праздник Рождества Христова входит в настоящее время в череду новогодних праздников. Для некоторых семей главное – встреча Нового года, другие Новый год не празднуют, готовясь к Рождеству. Подарки тоже дарят так, как принято в конкретной семье, могут дарить и на оба праздника.
В начале декабря украшаются улицы, в общественных местах устанавливают елки, проходят рождественские базары, благотворительные ярмарки. В последнее время все чаще к Рождеству возле храмов сооружаются вертепы. Вертеп может быть сделан просто из еловых ветвей с иконой Рождества Христова внутри или с фигурами Святого Семейства, трех волхвов, ангелов, животных. Материал может быть самый разный: от картона и ткани до снега и льда. Вертепом также называют особое рождественское представление, которое разыгрывается с помощью кукол в специальном вертепном ящике, а может быть спектаклем с участием актеров. Сюжетами вертепов обычно являются события Рождества, а также бегство в Египет, избиение младенцев Иродом, смерть Ирода. Раньше вертепное представление было связано с колядованием, сейчас вертепный театр показывают на рождественских праздниках или ярмарках. И уже отдельно возрождаются традиции колядок – песен, прославляющих Христа и Его Рождество, с которыми раньше обходили дворы, желая добра и радости, собирая подарки в виде угощений, а сейчас с ними чаще ходят в гости.
Перед Рождеством православные христиане соблюдают пост, он продолжается шесть недель, с 28 ноября по 6 января включительно. Постом христиане приготавливают свою душу ко встрече Богомладенца. Очищают ее от всякой скверны, плоти и духа.