У многих до сих пор в памяти выступление народного театра из села Михайловское, когда в рамках проекта "Соседи" они поставили на нашей сцене пьесу "Бешеные деньги" классика русской драматургии Александра Островского. Также очень необычными были постановки, которые ставил студент Михаил Острожинский. И вот вновь в районном Доме культуры пьеса, на этот раз драматическая – "Варшавский набат" Вадима Коростылёва о событиях, происходивших в Польше в 1942 году. Режиссер – студентка Алтайского колледжа культуры Алена Зотова, актеры – наша ключевская молодежь.
Ребята затронули очень тяжелую тему – тему человечности, ведь эта пьеса о героической судьбе польского педагога Януша Корчака и его учеников, отправленных фашистскими палачами в газовую камеру концлагеря Треблинка. И когда их туда везли, только их учитель Януш Корчак знал о том, что их ждало, и до конца остался с теми, кто ему доверял, кого он любил и воспитывал. Он не оставил детей, до последнего держал за ручки самых маленьких и рассказывал им сказки... И только в этом случае начинаешь до конца понимать слова, прозвучавшие в этот день с ключевской сцены: "Почему дети любят стоять около взрослых, когда те сидят? – Просто тогда они могут видеть их глаза, и им уже не так страшно…". Да, с учителем им не страшно, вот только скажите, разве можно понять и найти ответ на простой вопрос – за что их лишили жизни?
Кстати, в момент погрузки детей, когда все обитатели "Дома сирот" уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:
– Это вы написали "Короля Матиуша"? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
– А дети?
– Дети поедут в лагерь. Но вы можете покинуть вагон.
– Ошибаетесь. Не могу. Не все люди – мерзавцы.
Неслучайно автор в словах, вложенных в уста своих героев, называет местом действия человеческую совесть. Разве у тех, кто в любой временной промежуток, будь то 1942-ой или 2022-ой годы, заражен "коричневой чумой" фашизма, кто делит людей от мала до велика по национальному признаку и выбирает путь разрушения, в том числе и внутреннего "Я", в угоду лозунгам вождей, запирающих свои сердца на ключ, есть совесть? Совесть есть у Януша Корчака, а у тех – только черная вязкая пустота и смрад в душах.
"Вы прислушайтесь, люди! Люди, так не бывает. Где-то пьют, где-то любятся, а детей убивают. Люди, встаньте как горы. Горы – к ярусу ярус. Люди вот ваша горесть. Люди, вот ваша ярость. Разве дети – снежинки, чтобы просто растаять? Люди, это неправда, люди так не бывает. Вы и слева, и справа, а детей убивают. Что вы все онемели?..." Эти слова, словно укор, брошены со сцены в зрительный зал.
А дети, пытаясь защититься, придумывают себе другой мир – мир без войны. Недаром одна героиня пьесы сказала, что "… хорошо было бы уехать туда, где вообще нет неба. Ведь если нет неба, негде летать самолетам, значит, и нет бомбежек". Так думали и дети Донбасса, по которым ежедневно в течение восьми лет вели обстрелы из всех видов вооружения националисты украинских нацбатов. Спросите у тех ребятишек, чьи имена увековечены на Аллее ангелов в Донецке, разве хотели они умирать, как их сверстники из Варшавского гетто? Нет, нет и нет!!! И поэтому всегда абсолютным злом как двадцатого, так и двадцать первого века будет фашизм во всех его проявлениях.
Сюжет пьесы трагический. Война унесла миллионы жизней людей по всей планете, в том числе и детей всех национальностей, хотя дети, они всегда просто дети, но вот взрослые в черной форме, эсэсовские палачи, с подачи своего фюрера этого не видели или просто не хотели видеть. Вот такой он этот обыкновенный фашизм, с отголосками которого пришлось столкнуться уже нашему поколению, и добивать неофашизм, поразивший города и села нашей родной Украины. Поэтому пьеса эта не о прошлом, она о нашем сегодняшнем дне, что подчеркнула в своем выступлении по окончании представления заместитель главы района по социальным вопросам Любовь Зюзина.
Помните!
Через века, через года –
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда, –
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!
Эти слова из "Реквиема" нашего земляка, уроженца Алтайского края Роберта Рождественского звучат сегодня актуально как никогда. Хорошо бы поставить "Варшавский набат" в театрах самой Варшавы и других польских городов. Поляки, украинцы, жители многих стран мира забыли свою недавнюю историю, а вот мы – помним.
В. БАКАЕНКО.