В небольшом помещении Центра хакасской культуры "Айланыс" (в здании Саяногорской детской музыкальной школы) в 2016 году открылся кружок декоративно-прикладного искусства (ДПИ), который возглавила Татьяна Скипор. Прошло пять лет… Уж и Татьяна Геннадьевна переключилась на другую сферу деятельности, а кружок живёт, привлекает новых и новых поклонниц народного творчества. Идёт процесс изготовления женского нагрудного свадебного украшения "пого"…
Волшебный мир пого
В определённые дни и часы рукодельницы собираются вместе, раскладывают неоконченные работы в виде полумесяцев с закруглёнными рожками и заготовки к ним, шьют-вышивают, ведут разговор. Вспоминают, что поначалу занимались вышивкой и вязанием крючком.
Вот и на этот раз женщины во главе с заместителем председателя Центра хакасской культуры Светланой Борисовой в привычной обстановке выдают мне, своей гостье, всё, что знают о пого.
- В прежние времена пого носили только замужние и имеющие детей женщины, - берёт в свои руки нить беседы Светлана, глядя на стол с изумительными по красоте женскими нагрудными украшениями. - Вдова, незамужняя или бездетная не имели права надевать его. Первый раз можно было украсить грудь пого на своей свадьбе, поэтому оно и называется свадебным. Кстати, первоначально украшение носили на уровне диафрагмы (позднее - на груди) в связи с тем, что нагрудные украшения закрывали от повреждений жизненно важные органы женщины - живот или грудь.
Оказывается, особым значением наделялись даже материалы, из которых изготовляли пого.
- Пого имеет две основные магические функции: охранительную и множительную. Например, кораллу тюркские народы приписывали богатство и плодовитость, - подключается к разговору Татьяна Аляпкина. - Перламутровые бляхи олицетворяли жизненные силы. Раковины каури в переводе с хакасского языка означают "змеиная голова", способная притягивать будущего ребёнка к матери. Надевание нагрудного украшения на свадьбу было связано с культом богини Умай - покровительницы рожениц и младенцев.
Рассыпает пого перламутр зари
Мастерицы растолковывают мне последовательность "рождения" пого. При этом подчёркивают: в прежние времена семья несла огромные материальные затраты на приобретение материалов: ракушек каури, кораллов, перламутровых пуговиц, бисера… Всё стоило очень дорого! Порой за одни только перламутровые пуговицы отдавали быка, а процесс изготовления представлял собой долгую и трудоёмкую работу, которую начинали сразу после рождения дочери, чтобы успеть к её свадьбе.
Сначала выкраивали из лоскутка материи основу, затем наносили на неё клейстер и высушивали. Такую же основу делали из дублёной кожи, бересты, позднее - из картона и пластика, обшивали тканью обычно красного цвета. Две основы соединяли, на лицевую сторону строго симметрично нашивали сначала крупные перламутровые пуговицы, затем мелкие элементы - кораллы, ракушки, бусины. Поле между ними заполняли плотными рядами бисера. При этом использовали шов "вприкреп", который заключается в следующем: бисер нанизывается на нить, вся связка укладывается вдоль линии предполагаемого рисунка и пришивается мелкими поперечными стежками. Закрепляющие стежки можно выполнять через две-три бисеринки. Нижняя часть пого оформлялась бисерной бахромой или серебряными монетами.
- Рукодельницы придумывали узор, вкладывая в него глубокий смысл, - подчёркивает Светлана Борисова. - Это и животворящее солнце, и органы человека, например, сердце, почки - символ зарождения жизни и плодородия. Самая крупная пуговица могла означать прародительницу, пуговицы поменьше - её детей, ещё меньше - внуков и правнуков.
Перебираю в руках изделия саяногорских рукодельниц (они такие разные!) и отчётливо вижу: эти женщины стараются придерживаться традиционных композиционных решений, интуитивно чувствуя орнаментальный ритм и сочетаемость цветов. А расходные материалы для изготовления пого сейчас доступны каждому.
- Когда я в Норильске жила, знакомая девчонка по турпутёвке в Индию съездила и, помню, купила для меня бисер, - приводит пример того, как было прежде, Светлана Борисова.
- Шьём долго и кропотливо, чтобы каждый шовчик лёг ровно, - подтверждением моим мысленным выводам звучит откровение Риммы Карамашевой. - Когда Юрий Курочка и Марина Канадакова снимали на территории Хакасии короткометражный фильм "Мумиё", ожерелье они брали именно у нас.
Во как! Разве это не показатель высокого мастерства наших рукодельниц?!
Пого как память жизни
- Вот это пого моя невестка делала, - продолжает Светлана Борисова. - Она в деревенской школе преподаёт прикладное искусство, шьёт хакасские платья и рубашки. Научилась рукоделию в ХГУ на бакалавриате "ДПИ и народные промыслы". Она изготовила очень красивое пого, а у неё в семье одни сыновья! Некому передавать мастерство по наследству, как принято у хакасов, - от матери к дочери…
Раз зашёл разговор о невестке, то логично поинтересоваться у Светланы Борисовой: а где находятся истоки её мастерства?
- Жили мы в Аскизском районе. Моей маме некогда было отвлекаться от основной работы в совхозе на рукоделие, - легко отзывается на обращение Светлана Николаевна. - Но я иногда ходила в гости к зажиточным тёткам и видела, как их невестки занимались творчеством - шили, вышивали, делали аппликации, а у мужчин всегда находились дела на улице. У них было на что купить бисер, кораллы и раковины каури. Женщины вышивали орнамент на платьях, шубах, варежках и поясах, шили и вышивали пого и кисеты для мужчин. Видимо, тогда не было в магазинах ярких тканей, а души требовали праздника. Моя мама, хотя и не занималась традиционными хакасскими ремёслами, хорошо плела кружево, вязала на спицах шапочки, шарфы и косынки.
Пого - душа женщины
…Если уважаемый читатель решил, что в Центре хакасской культуры "Айланыс" из всего многообразия декоративно-прикладного искусства выбрали только пого, то он ошибается. Женщинам к душе разнообразие во всех его проявлениях, и потому "на гора" выдаются плетёные из бисера и ниток тигрята и другие представители животного мира, бусы, ожерелья, колье, серьги, кольца и прочее. И тоже - красота неописуемая!
Светлане Борисовой посчастливилось посетить семинар по декоративно-прикладному искусству с приглашением народных хакасских мастериц, который организовали сотрудники кафедры ДПИ Института искусства ФГБОУ ВО "ХГУ имени Н.Ф. Катанова" в Центре культуры и народного творчества имени С.П. Кадышева. Они ставили цель: расширить представление об украшении "пого" как элементе хакасского костюма, воспитать интерес и уважение к хакасской культуре и национальным традициям, развить художественный вкус и творческие способности.
Там Светлана услышала ответ на мучивший её вопрос: зачем уделять так много внимания одежде и украшениям древних, в том числе пого? Чтобы хранить всё это экспонатами в музеях?
- Нет, - твёрдо сказали историки, этнографы и специалисты по нематериальному культурному наследию. - Необходимо использовать те же пого в качестве обязательного атрибута свадеб, семейных и национальных праздников, сценических национальных костюмов. А кто не даёт носить стилизованные пого в качестве аксессуара к современной женской одежде?
Интересная трактовка! Хочется верить, что 20-е годы XXI века вдохнут в пого новую жизнь…