К сожалению, с её истиной согласны не все. К ещё большему сожалению, на уловки тех, кто привык красть, а не зарабатывать, продолжают попадаться наши земляки и становятся жертвами мошенников. О том, как свести такой риск к минимуму, беседуем с начальником отделения уголовного розыска МО МВД России "Шадринский" Игорем Корюкиным.
— Игорь Андреевич, давайте расскажем нашим землякам о самых распространённых схемах, которыми сейчас пользуются мошенники.
— Эти схемы по-прежнему основываются на телефонных звонках. Мошенники часто представляются представителями каких-либо структур: социального или, как он назывался ранее, Пенсионного фонда, Почты России, энергосбытовой компании, оператора сотовой связи и так далее. Итог разговора в большинстве случаев один — собеседник просит сообщить ему коды, которые приходят на наш телефон.
Практически всегда такие коды открывают преступникам доступ в наш личный кабинет на портале госуслуг. Таким образом, передавая стороннему лицу код, мы предоставляем мошенникам доступ ко всем нашим данным. А они, в свою очередь, получают возможность от нашего имени подтверждать различные операции. Это может быть оформление микрозайма, кредитного договора или сим-карты.
— Не так давно мошенники чаще представлялись сотрудниками правоохранительных органов.
— Такое есть и сейчас, но встречается уже реже. Со временем мошенники меняют свои легенды. Сейчас они нередко говорят о том, что в ближайшее время мы можем попасть в какую-то неприятную ситуацию. Например, представляясь специалистами энергосбытовой компании, сообщают, что у нас будет отключено электричество и, чтобы отменить или подтвердить заявку, необходимо опять же назвать им код из СМС.
Подобные схемы могут быть многоуровневыми. Так, к примеру, через 15-20 минут после звонка от якобы энергетиков может поступить ещё один – уже от якобы специалиста портала госуслуг. Он сообщает, что недавно мы общались с мошенниками, сообщили им коды, и теперь они от нашего имени оформляют кредиты. Чтобы пресечь их деятельность, необходимо взаимодействовать с правоохранительными органами, ФСБ и так далее, естественно, тоже ложными, и переводить деньги на какие-либо счета.
Если мы поддаёмся на уловки, мошенники удалённо могут даже помочь нам оформить кредит на большую сумму, а затем перевести её на счета, которые преступники нередко называют безопасными или сберегательными.
Подобный случай недавно произошёл на одном из предприятий города Шадринска. Женщина, находясь на рабочем месте, оформила кредит на 1 миллион 700 тысяч рублей, а затем спустилась к банкомату и перевела деньги на счета мошенников.
Таким образом, мы видим, как новые технологии, которые на самом деле облегчают нашу жизнь, могут сыграть злую шутку. Так что надо быть максимально бдительными.
— В том числе и совершая покупки через Интернет, сайты объявлений?
— Да. Случаев, когда мошенники используют в своих целях сервисы объявлений, тоже немало. К примеру, летом участились факты, когда покупателей обманывали якобы продавцы стройматериалов. Они создавали ложное объявление, а когда их товаром интересовался потенциальный покупатель, переводили общение с ресурсов торговой площадки в мессенджеры и уже там договаривались об оплате и других моментах. Даже фото несуществующего товара присылали. Покупателя всё устраивало, он оплачивал покупку, переводя деньги продавцу, но в итоге оставался без товара и без финансов.
— Мы привыкли считать, что чаще всего на удочку мошенников попадают люди старшего возраста. Так ли это?
— Не совсем. На самом деле на разные возрастные группы действуют разные мошеннические методы. Например, те, о которых мы говорили выше, срабатывают с гражданами примерно 20-50 лет. Если речь идёт о заработке в Интернете, то здесь чаще попадается молодёжь, подростки.
— Каким именно образом предлагают заработать?
— Вложить немного денег, а взамен получить большую сумму. Сначала сумма вложений может быть совершенно небольшой. На первоначальном этапе вам даже выплатят деньги. Например, с вложенных вами 500 рублей вы получаете 1000. Вы убеждаетесь, что схема рабочая, начинаете рекомендовать её родным, друзьям, но после выплат уже ничего не получаете, напротив, с вас требуют внести ещё средства, вы отдаёте свои сбережения, продаёте имущество, берёте в долг и отдаёте деньги мошенникам безвозвратно. То есть желание лёгкого заработка ни к чему хорошему в итоге не приводит.
— Каким мошенническим схемам в таком случае чаще поддаются наши пожилые граждане?
— Если говорить о представителях старшего поколения, в основном это возрастная категория 70+, то они нередко становятся жертвами мошенников, которые звонят им на стационарный телефон. Преступники разыгрывают настоящий спектакль. Они сообщают, что кто-то из родных попал в беду, совершил ДТП и так далее, и для того чтобы либо помочь этому родственнику избежать наказания, либо оказать поддержку пострадавшему, необходима определённая сумма денег. Мошенники не стесняются разыгрывать и роль самого родственника, и взволнованные старики даже верят, что с ними действительно говорит их близкий человек – волнение, шок дают о себе знать. В результате граждане передают деньги преступникам, часто для этого мошенники нанимают курьеров.
— Поработать курьерами мошенники как раз таки нередко приглашают молодёжь. Могут ли они понести наказание за такое пособничество преступникам?
— Конечно. Уже есть примеры, когда курьеры, работавшие на мошенников, получили реальные сроки и сейчас отбывают наказание в виде лишения свободы. Потому прошу молодых людей насторожённо относиться к предложениям поработать курьером, а именно брать у кого-то деньги и переводить их на какие-то счета.
Как правило, такие "работодатели" действуют удалённо, через Интернет, и обещают хорошие проценты с полученных сумм. Потому молодёжь и соглашается на такие предложения, а потом несёт уголовную ответственность за свои действия.
— Нередко жертвы мошенников говорят, что были неоднократно предупреждены о подобных действиях, им вручали памятки, но они всё равно попались на преступные уловки. Почему так происходит?
— Дело в том, что мошенники ежедневно общаются с огромным количеством людей. На каждую ситуацию у них уже готов сценарий, потому они выглядят очень убедительно, а их доводы легко воспринимаются людьми. Например, они убеждают человека ни в коем случае не общаться с представителями правоохранительных органов. Был случай, когда женщина обошла семь банкоматов, у каждого из них дежурил сотрудник полиции, но она нашла восьмой, где дежурства не велось, и всё же перечислила деньги на счета мошенников.
— Путь этих средств возможно отследить?
— Сразу скажу, что в большинстве случаев деньги поступают на счета граждан, зарегистрированных на территории Российской Федерации. Часто это молодые люди, студенты в возрасте 18-23 лет, которые оформили несколько банковских карт и за определённое денежное вознаграждение передали их третьим лицам, то есть мошенникам. Хотя в договорах с банками обозначено, что гражданин не имеет права передавать свою карту кому-либо.
В таком случае потерпевший вправе обратиться в гражданский суд с иском о взыскании денежных средств с лица, которому поступил денежный перевод как незаконно обогатившемуся. Подобные прецеденты есть.
— А каковы главные признаки, по которым можно распознать, что на связи с нами мошенники?
— Если это телефонный разговор, в первую очередь нас должна насторожить просьба сообщить собеседнику наши персональные данные или код из СМС. Если говорят, что звонит оператор сотовой связи и, например, сообщает, что наш договор обслуживания истёк или что-то подобное, прекращаем разговор, идём в салон своего оператора или звоним на горячую линию и уточняем всю информацию.
Звонят из банка? Прекращаем разговор и звоним на номер телефона, который указан на обратной стороне нашей карты. Звонящий представляется специалистом какого-либо ведомства? Отключаем звонок, уточняем номер этой организации и перезваниваем сами. И не забываем — никакие структуры никогда не будут совершать звонки через мессенджеры: "WhatsApp", "Viber" и так далее.
Главное, не спешить, не предпринимать никаких необдуманных действий. Поверьте, ничего страшного от того, что вы прервёте разговор, не произойдёт.
То же самое касается звонков, где сообщается, что ваш близкий человек попал в беду. В первую очередь нужно перезвонить этому человеку и поговорить с ним лично.
Совершая покупки через Интернет, не переходим для общения с продавцом в другие мессенджеры. Общаемся и оформляем покупку только на платформе торговой площадки.
— Знаю, что есть мошеннические схемы, при которых преступникам вовсе необязательно напрямую контактировать с будущей жертвой. Имею в виду доступ к сим-картам, которыми люди перестают пользоваться.
— Да, бывает так, что граждане перестают пользоваться сим-картой, но забывают, что номер телефона привязан к порталу госуслуг или банковскому приложению. Спустя три месяца после того, как мы перестаём пользоваться сим-картой, номер телефона переходит к оператору, и он вправе продать его другому человеку. Когда такая сим-карта попадает в руки мошенников, они уже имеют доступ к приложениям, к которым этот номер телефона подключён и могут перевести деньги на свои счета или оформить кредит.
Поэтому, если мы планируем отказаться от сим-карты, нужно обязательно заменить в приложении номер телефона на актуальный. Если речь идёт о портале госуслуг, это всегда помогут сделать специалисты МФЦ, если самостоятельно не получается.
— Благодарю за интересную беседу и очень актуальную информацию.