Но только те, кто прошел через этапы подготовки любимого чада к школе, знают, как это пережить. Теперь, когда все позади, она тоже знает. О некоторых моментах этого увлекательного процесса
мне и рассказала мама троих детей Ольга Сергеевна СТЕШИНА, ее дочка Есения стала первоклашкой.
– Все начиналось с осознания, – говорит Ольга, – в этом году мы идем в школу – и последующего радостного нетерпения. Ощущение, что скоро жизнь круто изменится (причем для всей семьи) витало в воздухе с апреля-мая. И, наверное, с тех самых пор мы с мужем в разговорах с ребенком и стали использовать такие выражения : "А в школе будет вот так…", "Выбирай сама, надо проявлять самостоятельность" и так далее. Пытались ей напомнить, что она будущая ученица.
Хочу сказать, что у Есении к школе всегда был большой интерес, она даже играла "в уроки", рассаживая на диване кукол, и давала им задания. С удовольствием ходила на занятия в "школу первоклассника", еще с вечера занималась приготовлениями.
Все лето было, конечно же, наполнено волнением и ожиданием 1 сентября.
Следующий этап – активные покупки. Ранец, форма, несколько пар обуви, блузки, водолазки, сарафаны, россыпь канцтоваров и еще очень много всего необходимого.
И в какой бы мы ни пошли магазин, ребенок всегда спрашивал: "Мама, а в школе это пригодится?". Несмотря на то, что куплено уже было все мыслимое и немыслимое, дочка волновалась, а достаточно ли приобретений к долгожданному дню!
– Неделя перед первым сентября прошла, как в тумане, – рассказывает Ольга. – В перерывах между домашними делами, а забот невпроворот, дети маленькие – Милославе – два годика, Климу – два месяца, – проводилась ревизия детских вещей – все перебиралось, гладилось, раскладывалось по полочкам, определили место, где будет стоять письменный стол. С Есенией обсудили, что она наденет 1 сентября, выбрали водолазку, поговорили о цветах. Надо сказать, дочка проявила практичность и попросила: "Мама, хочу, чтобы букет был легкий и красивый". Такой и купили.
И вообще, я заметила, что цветы учеников 1 сентября вполне могут конкурировать по цене со свадебными букетами самых расточительных невест. Несмотря на то, что розы и лилии вроде бы совсем не "детские" цветы, первого числа их было очень много, больше, чем традиционных некогда астр, гладиолусов, хризантем.
Линейка должна была начаться в 9 утра, в половине девятого все уже собрались у школы. Стайки старшеклассников, нарядные малыши, торжественно выглядевшие мамы и папы… Подхожу к родителям первоклашек, кого-то узнаю, киваю. "Волнуешься?" – спрашивает женщина, стоящая рядом, подругу. "А мне-то что волноваться?" – отвечает ей та дрожащим голосом…
Вот первоклашки и в классе, учительница приветствует каждого. Все улыбаются и немного растерянны. Дети заметно волнуются, кто-то из родителей пытается еще раз поправить девочкам банты, ленты с надписью "Первоклассник" и фотографируют, фотографируют без конца, как будто их детей сейчас навсегда "поглотят недра" школы…
Дальше линейка – слова директора, напутствие от старшеклассников, песни… и в какой-то момент моя героиня Ольга все-таки расплакалась. Не знаю, что на нее подействовало больше: растерянное лицо совсем еще маленького ребенка, ищущего ее глазами в толпе, или старая песня о школе, звучащая из динамиков, но так случилось. Утешало ее только одно – почти никого из родителей первоклассников не миновала чаша сия. Конечно же, это были слезы счастья. Дети пошли в школу, жизнь изменилась, впереди только надежды на лучшее. А трудности? Ну как же без них!
Р.S. Дома Есения с гордостью демонстрировала уже подготовленный к понедельнику ранец, а младшая сестренка, встав на стульчик, трогала ее большие белые банты, с восхищением лепетала: "Касивые"…
ГОВОРЯТ РОДИТЕЛИ
Ольга ГОРОЖАНЦЕВА: "У нас в этом году дочка пошла в первый класс. Мы, конечно же, очень рады этому, но и волнуемся.
Счастливы, что попала к такой замечательной учительнице, в красивый, хорошо отремонтированный класс.
Думаю, что дочка будет стараться и хорошо учиться".
Наталья САЛЬНИКОВА: "Настроение волнительное, в душе радость от того, что ребенок повзрослел и идет в школу. Ребятишки у нас в классе дружные, хочется пожелать им успешной учебы".
Первая учительница Ольга Евгеньева КУЗМИЧЕВА: "Я очень волнуюсь, хотя уже не первый раз принимаю первоклассников, но всегда так же, как и ребята, мамы, папы, бабушки, дедушки, очень переживаю.
Надеюсь, что мои ученики будут самыми лучшими, добрыми, воспитанными. Я жду от них новых впечатлений, побед, свершений. В этот день я всегда бываю счастлива от того, что я выбрала профессию, которую очень люблю. Надеюсь, что и с детками, и родителями, как всегда, найду общий язык, и у нас все сложится замечательно".
Адаптация к школе
Свой первый школьный день первоклассники ждут с нетерпением и очень волнуются, ведь у них начинается новая, "взрослая" жизнь. Для родителей начало школьной жизни – тоже серьезное испытание и повод для беспокойства: сумеет ли их малыш справиться с новыми для него обязанностями? Как быстро он адаптируется к школе?
Родители волнуются не напрасно: от того, как пройдет адаптация, зависит не только дальнейшая успеваемость ребенка, но и вся его будущая жизнь.
Как помочь малышу плавно и безболезненно перейти от беззаботной детской жизни к новой для него учебной деятельности? Что могут сделать родители, чтобы адаптация к школе прошла успешно?
В этот сложный период родители должны во всем поддерживать своего ребенка. Практически все дошколята очень хотят идти в школу, хотят взрослеть, хотят быть похожими на старших. Другими словами, изначально у всех первоклассников мотивация к учебе очень высока. Но когда начинаются ежедневные занятия, ребенок сталкивается с первыми трудностями: вместо беззаботных развлечений – учеба, нацеленная на результат, вместо динамичных игр – долгие уроки, во время которых нужно сидеть спокойно. Из-за таких трудностей мотивация к учебе существенно снижается, и главное для родителей – с первых же дней в школе помочь малышу сохранить интерес к учебе. Самая сложная проблема для всех первоклашек – усидеть на месте. Это объясняется возрастными особенностями детского организма: у ребенка 6-7 лет мозг еще только формируется, и удерживать внимание на протяжении длительного времени малышу пока еще очень трудно. Особенно сложно концентрировать внимание на учебе 6-леткам – именно поэтому рекомендуется отдавать детей в школу в 7 лет.
Как помочь ребенку справиться с этой проблемой?
Самое главное – ни в коем случае не ругать малыша за неусидчивость, а точнее – не ругать его ни за что, связанное со школой, чтобы у него не пропал интерес к занятиям. Задача взрослых – помочь ребенку наладить учебный процесс, научиться правильно и в определенной последовательности выполнять инструкции учителя: сели прямо, открыли тетради, взяли ручки, написали число... Не забывайте, что даже эти простые действия для первоклассника новые, незнакомые.
Должны ли родители помогать ребенку с уроками?
Во время выполнения домашних заданий нужно обязательно сидеть рядом с ребенком, особенно первое время. Но при этом задача взрослых – помочь малышу усидеть на месте, а не делать уроки за него. Сидя рядом с ним, постарайтесь поддерживать его интерес к учебе: хвалите за достижения и ни в коем случае не ругайте за ошибку. Если учебный процесс дается ребенку с трудом или что-то не получается, во время выполнения домашнего задания можно в качестве поощрения положить рядом что-нибудь вкусненькое – яблочко, мандаринчик. Если во время учебы побаловать малыша его любимыми лакомствами, это поможет ему получать больше удовольствия от приготовления уроков. Следите только, чтобы вкусняшки не оставляли пятен на учебниках и тетрадках.
Но при этом нельзя путать поощрение с наказанием. Нельзя говорить детям что-нибудь типа "пока не сделаешь уроки, не пойдешь гулять" или "сделаешь ошибку в домашнем задании – не получишь шоколадку". Такие заявления могут отбить интерес к учебе, а школа и все связанное с ней не должны вызывать у ребенка негативных эмоций.
Рекомендации:
1. Начинать адаптацию стоит еще до школы.
2. Разговаривать с ребенком про будущее обучение, рассказывать о том, как учились в школе вы. Если есть старшие дети, вместе расспрашивать их. Чем больше ребенок знает про то, как все будет происходит, тем ему менее страшно. Тут, правда, важно рассказывать больше положительного или хотя бы такого, что "кончилось хорошо", а то старший брат-подросток может такого порассказать, что лучше бы молчал.
3. Ходить в выбранную школу на праздники и дни открытых дверей
4. Заранее познакомиться с учителями и по возможности с кем-то из родителей будущих одноклассников.
5. Вместе подготовьте все необходимое, купите пенал и тетради, которые выберет сам ребенок.
6. Поговорите с учителем, расскажите об особенностях вашего ребенка (если вам кажется, что это необходимо).
7. Обязательно интересуйтесь, как прошел день в школе, обсуждайте события, которые случились – те, что порадовали, и те, что огорчили.
8. Некоторым детям может быть легче, если они уже знают часть программы первого класса, тогда на это они могут тратить меньше сил.
9. Обязательно помогайте организовать процесс приготовления уроков (не делайте с ним или за него, а именно помогайте научиться делать самому).
10. Также важно, чтобы у ребенка уже был опыт общения в коллективе (детском саду, на занятиях и так далее).
11. Поначалу можно давать ребенку с собой какую-то игрушку или другую вещь из дома, которая бы служила как бы связью между новым школьным пространством и привычным домашним.
12. В период адаптации уделяйте ребенку больше времени, обнимайте, хвалите и поддерживайте.
13. Не забывайте и про режимные моменты, так как нагрузка очень велика, важно, чтобы ребенок хорошо ел, достаточно спал и проводил время на воздухе.
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ПЕРВОКЛАССНИК
К моменту поступления в школу дети должны уметь самостоятельно:
мыть руки с мылом после игр, прогулок, перед едой;
причесываться;
мыть ноги перед сном теплой водой;
утром и вечером чистить зубы;
сидеть правильно во время еды (прямо, не болтать ногами и не класть локти на стол), разговаривать, пользоваться столовыми приборами и салфеткой, тщательно пережевывать пищу;
умываться утром после сна, а вечером — перед сном;
пользоваться носовым платком;
быстро одеться, раздеться, убрать свою постель;
содержать в порядке игрушки и книги;
при входе в помещение вытирать обувь или снимать ее;
переодеваться в домашнюю одежду;
при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.