Командир катера мичман Александр ЛЫСОВ перевел ручки телеграфа на средний ход,
скомандовал: "Лево на борт".
Экипаж, который возглавляет мичман, получил задачу – снять подводную лодку с бочки. Порывистый ветер и сильное течение усложняли предстоящую работу.
Для них это уже третий выход за день. У причала катер не застаивается. А моряки в шутку говорят, что их "крейсер" нарасхват. Он и буксир, и ледокол, и "пожарный". В любую погоду снует по рейду.
Катер замедлил ход. Включили прожектор. Его луч вырвал из темноты черное тело подводной лодки. Мичман задержал взгляд на ее четких обводах (границах).
В пору, когда Александр Иванович только начинал службу, мечтал попасть на лодку. А вышло так, что ему, выпускнику Горьковского речного училища, пришлось осваивать малый флот. Прикипел к нему душой и много лет отслужил здесь. В части его уважительно называли ветераном.
Катер, выполнив свою задачу, гудком попрощался с подводниками.
– Трудный денек сегодня выдался, – нарушил молчание один из матросов на катере.
– Да, – согласился мичман, подумав немного, добавил: – А впрочем, обычный…
Сколько было таких выходов, Александр Иванович со счету сбился. И каждый из членов экипажа должен четко знать и безукоризненно делать свою работу. Только тогда поставленная задача выполняется на "отлично". А по-другому на флоте нельзя, от каждого зависит успех общего дела. Ошибка одного – провал для всех.
Александр Иванович немало времени прослужил помощником командира. А обязанностей имел столько, что, казалось, больше и не бывает. Стал командиром – появились еще и новые.
Катер хоть и не боевой, но экипаж действовал всегда в реальных условиях, в учебно-боевой обстановке. И если некоторым специалистам часто приходилось моделировать ее, делать похожей на боевую, для экипажа корабля ПЖК-31, где командовал Лысов, каждый выход – своеобразный "бой".
Была у катера вспомогательного флота и своеобразная "привилегия": присылали служить на него тех матросов, кто по разным причинам не подошел на боевые корабли или списан с них. Вроде как на перевоспитание. И что вы думаете, получалось…
Существование "трудных" матросов мичман никогда не признавал. Со сложными характерами – да, встречались. Хотя любой характер, пусть самый открытый и честный, по-своему непрост. А если еще и командир говорит "трудный", считай, не сумел он найти точку соприкосновения с подчиненным, которая позволяет разобраться в человеке, наладить контакт.
Лысов всегда старался изучить человеческие качества каждого матроса. Частенько Александр Иванович заглядывал в кубрик, когда команда отдыхала. Иногда возникали жаркие споры. Вот тут-то характеры и проявлялись особенно ярко. И не только характеры, взгляды, но и уровень культуры, умение убедить, привлечь на свою сторону других.
Вспоминает Александр Иванович случай, когда обнаружил матроса спящим на вахте. Наказывая его, чувствовал, без души пока служит парень. Не торопился умудренный жизнью мичман, экстремальная ситуация покажет, кто чего стоит. А для их катера, предназначенного оказывать помощь, такие ситуации – сама служба. Штормом сорвет причал – вылавливает его катер Лысова, загорелась вдруг баржа – снова на помощь спешит их экипаж.
Как-то над побережьем случился ураган. Ветром сорвало и бросило на мель плавказарму. Над водой виднелись только части бортов и надстроек, на которые то и дело накатывали волны…
В таких ситуациях время на вес золота, того и гляди налетит очередной шторм, и тогда справиться с плавказармой будет невозможно. У командира родилась идея – задраить все иллюминаторы, люки, оказавшиеся под водой, и заполнить помещения жидким пенопластом. Судно всплывет, и тогда его можно отбуксировать с мели в безопасное место. Офицер, руководивший тогда спасателями, с предложением Лысова согласился. Обычно мичман на опасные участки направлял добровольцев, а на сей раз дал задание проштрафившемуся матросу, при этом заметив его удивленный взгляд и радость. Доверили!
Одевшись в защитные костюмы, старшина и матрос скрылись в корпусе судна. А Лысову оставалось только ждать. Это только кажется, что командиру легко послать подчиненного в бой, самому оставаясь в безопасности. Ждать тоже тяжело. Особенно, если решается вопрос твоей командирской компетентности – смог ты разобраться в человеке или ошибся.
Наконец-то мокрые с ног до головы старшина и матрос появились на палубе. По их широким улыбкам мичман понял – они вместе выиграли тот бой. И его радовало не только выполнение задачи, но и то, что "устоял" матрос, которому он доверился.
– Словно вчера все это было, – с сожалением в голосе говорит Александр Иванович. Так жаль, что время нельзя вернуть, а с ним и молодость, и службу, ставшую не частью жизни, а чем-то гораздо большим – судьбой…
С теплотой вспоминает он своих командиров, сослуживцев, Видяево, где располагалась их база и были созданы все условия для проживания военных моряков и их семей. Супруга Наталья Викторовна в те годы работала главным бухгалтером в гарнизоне. Непростую службу мужа всегда воспринимала как должное, хотя, провожая его в рейс, волновалась, как в первый раз.
В уважении к военным морякам выросли и трое детей Лысовых – Ирина, Сергей, Светлана. Сын, как и отец, выбрал профессию "Родину защищать". И мой собеседник по праву им гордится.
В 1988 году А.И. Лысов вышел на пенсию, или, как принято говорить у военных, в отставку. Более 20 лет отработал в медсанчасти ГАЗа бригадиром газовой службы. С 2011-го – в Сергаче, на родине.
Не зря говорят: бывших военных не бывает. Это действительно так: выправка, всегда отличный внешний вид.
– Мне подарили планшет, – рассказывает Александр Иванович, – и я нахожу Видяево, смотрю, какая там сейчас ситуация, интересуюсь новинками техники. Это, наверное, уже так глубоко в сознании, в душе, что забыть невозможно. Доставляет радость и общение с некоторыми сослуживцами-земляками. Есть что вспомнить.
А нынешним мальчишкам есть на кого равняться, кем гордиться. Ведь всегда будет престижной и необходимой профессия "Родину защищать".
Поздравляем всех мужчин с праздником!