"Народ требует хлеба и зрелищ" – автор данной фразы древнеримский поэт-сатирик Ювенал не предполагал,
что этот лозунг спустя тысячелетия будут внедрять в жизнь как линию поведения наши политики через средства массой информации: кинофильмы, общественно-политические передачи, компьютерные игры.
Человек приходит с работы домой, включает телевизор – и, пожалуйста, любая "духовная пища" изливается на него по всем каналам. Героями дня становятся "обманутые и обедневшие" джигарханяны, шустрые шурыгины и им подобные, а глубинка в некоторых телепрограммах показана как совсем спившаяся, забросившая своих детей и совершенно потерявшая моральный облик. Поэтому после всей этой дребедени, которой пытаются отвлечь народ от истинных проблем, хочется видеть что-то более ценное и полезное.
Студия театральных вариаций "Ассорти" (г. Сергач) 26 января в 4-й раз представила своё творчество на сцене Гагинского ДК. Ранее мы имели возможность посмотреть в их исполнении любовную комедию "Пришёл мужчина к женщине…" (театр двух актёров), костюмированную сказку "Туфелька для Золушки", музыкальный спектакль-комедию "Ханума". А в этом году актёры нам предоставили комедию "Доходное место" по мотивам одноимённой пьесы А.Н. Островского.
Классика потому и носит такое название, что, пройдя испытание временем, вновь покоряет сердца читателей и зрителей, даёт повод для размышлений, заставляя пересматривать и перечитывать произведения снова и снова.
У каждого жанра есть свои поклонники: и комедия, и драма имеют одинаковое право быть признанными. Александр Островский создавал пьесы в 19 веке. Но насколько они актуальны сейчас, правда, приобретая немного другое звучание. Например, с Аристархом Владимирычем Вышневским случился удар в результате разоблачения и банкротства, а в наше время, скорее всего, удар хватит Жадова: стремление обогатиться честным путём терпит полный крах, когда рядом действуют вышневские.
Наблюдая за персонажами пьесы, многие узнают в них себя. Драматург изобразил вовсе не выдуманные характеры и ситуации: желание любым путём занять доходное место (Белогубов: Какая же польза от ученья, когда в человеке нет страху... никакого трепету перед начальством?), устроить выгодно личную жизнь своих детей (Юлинька: За что их даром любить-то, мужьев-то? Это довольно странно!), всеми правдами и неправдами сколотить капитал (Кукушкина: Взятки! Что за слово взятки? Сами ж его выдумали, чтобы обижать хороших людей. Не взятки, а благодарность! А от благодарности отказываться грех!). И мы иронично улыбаемся, осознавая горькую правду. (Вышневский: У нас общественного мнения нет, мой друг, и быть не может, в том смысле, в каком ты понимаешь. Вот тебе общественное мнение: не пойман – не вор).
Надо отметить креативный подход сергачан к созданию костюмов и сценических реквизитов. Неподражаема Фелисата Герасимовна Кукушкина, щеголяющая в укороченных парчовых галифе, к тому же пикантно сидящая на стуле. Современные пластиковые вёдра, швабра – специально задуманный ход, чтобы зритель курсировал из прошлого в современность и понимал: времена другие, а нравы всё те же.
В общем, молодцы актёры! Работать на энтузиазме, выкраивать время для репетиций, получать удовольствие от игры и радовать других – это надо суметь. Их искренняя и эмоциональная игра, невероятная энергетика, артистический азарт заслуживают самых добрых слов. Такое зрелище – хорошее, заставляющее думать – пробуждает не низменные, а эстетические чувства.