Сергачане наверняка запомнили красивейшее торжественное открытие памятника и его освящение двумя епископами – Муромским Нилом и Лысковским и Лукояновским Силуаном.
Но сегодня я хочу рассказать о человеке, чьими руками был создан этот прекрасный шедевр, –
известном московском скульпторе, члене Московского Союза художников, авторе многих
значительных монументальных произведений и запоминающихся станковых работ
Константине Родиславовиче ЧЕРНЯВСКОМ.
Он из донских казаков, родился в Ростове-на-Дону, отец – кадровый офицер. Детство и юность его не менее, чем историей документированной были пропитаны казачьей мифо-поэтикой. Зрелости предшествовало становление: учеба – сначала короткая в местном педагогическом институте, а затем – в славном Московском государственном ордена Трудового Красного Знамени художественном институте им. В.И. Сурикова.
Начиная с дипломной, в чем-то шолоховской по образности работы "Возвращение казака с фронта" (1983), казачество становится не просто удачно найденной темой, а стержнем, вокруг которого сосредоточивается профессиональная, а отчасти и бытовая жизнь Константина Чернявского. В его произведениях оживает прошлое, настоящее и будущее российского казачества.
Богатый творческий опыт и серьезность в подходе к профессиональным целям позволили скульптору выйти на создание монументальной композиции. Мало кому известно, кроме специалистов, конечно, что монументальное искусство требует целого комплекса особых знаний, поэтому к созданию подобных произведений готов далеко не каждый скульптор. К.Р. Чернявский – один из таких мастеров. Неслучайно его искусство отличается особой многоплановостью: от героики до поэзии и философской глубиной. Вместе с тем диапазон его творческих способностей необычайно широк. С одинаковым успехом ваятель обращается к самым разным темам и формам скульптуры.
Особая область его творчества – портреты (голова, бюст, полуфигура, фигура). Среди лучших произведений К. Чернявского – серия "Потомки казачьего рода", портрет оружейника М.Т. Калашникова, портрет атамана Союза казаков А.Г. Мартынова. А разве бюстовый портрет В.А. Громова, установленный у нашего музея, не вызывает восторга?
Важное место в его искусстве принадлежит образам святых. Скульптор трактует их с должным уважением и вместе с тем позволяет почувствовать особую теплоту и близость людям, на которую мы всегда уповаем, обращаясь к небесным заступникам.
Необычайной просветленностью наполнены образы святых Петра и Февронии, к ним скульптор обращался не раз. Им подготовлено несколько монументальных композиций, представляющих сюжеты из жития прославленных благоверных супругов. В настоящее время в 30 городах России установлены эти композиции, в том числе и в нашем провинциальном Сергаче. Интерес к применению в скульптуре исконных традиций религиозного искусства прослеживается в целом ряде произведений К. Чернявского.
И, конечно, у скульптора есть тема, которая самым органичным образом дополняет его многоплановое творчество. И было бы даже странно, если бы она не воплотилась в произведениях потомственного казака. Конечно же, это кони. У Чернявского перемешаны их самые разные образы и ипостаси – от былинного коня-богатыря, загадочного Конька-Горбунка до современного дончака. Он создал целую галерею конных образов и выступает достойным продолжателем лучших традиций конного жанра, у истоков которого в России стоял знаменитый мастер П.К. Клодт, создатель множества конных изображений, среди них – легендарные скульптуры на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге.
Вот с таким скульптором, благодаря, как я считаю, промыслу Божьему, связала судьба нашу семью и наш маленький город. Сергач К. Чернявский посетил дважды – при установке памятника и при открытии-освящении его. Нашей семье довелось познакомиться с ним ближе, поскольку он останавливался у нас. Это глубоко верующий, интеллигентный, необычайно скромный человек, искренне любящий свою Родину, семью, воспитывающий троих детей. Он был очень тронут тем, как приняла его композицию благоверных князей Петра и Февронии сергачская земля. А нам, в свою очередь, следует гордиться, что такой известный, талантливый человек оставил яркий след в нашем городе.
(В материале использованы выдержки из текста о К.Р. Чернявском народного художника РФ, профессора, секретаря правления Союза художников России С.А. Гавриляченко и кандидата искусствоведения, академика РАХ, члена АИС, члена Союза журналистов г. Москвы М.В. Вяжевич)
Уже во многих городах появились такие же памятники. Например, мэр Сочи сказал о том, что сразу после появления в городе Петра и Февронии сократилось количество разводов.
У меня самого, пока я работал над их созданием, появилось трое деток.
Хочу поблагодарить всех, администрацию города, супругов Лакеевых за то, что святые Петр и Феврония теперь оберегают семьи в вашем городе.