Лето – веселая пора в детском саду. Песочница – любимое место малышей. Игры, опыты, фокусы, развлечения, эксперименты... Постройки из песка – самая доступная и увлекательная деятельность для детей, которая реализует огромный спектр их желаний и интересов. Играя с песком, малыши создают свой загадочный, только им понятный мир, фантазируют. В таких играх быстрее устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком. Малыши в совместной деятельности учатся находить свое пространство, согласовывать мнение с мнением сверстников, знакомятся со свойствами различных предметов и материалов, закрепляют элементарные представления о форме, величине, цвете предметов. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Манипуляции с мокрым и сухим песком успокаивают импульсивных, гиперактивных и раскрепощают скованных, зажатых детей.
В течение июня воспитатели детского сада №16 "Жемчужинка" читали с детьми стихи и сказки о песке, загадывали загадки, беседовали о его свойствах, проводили опыты и эксперименты с песком и водой.
Дети подготовительной группы "Капитошка" (воспитатель А.Н. Бахметова) смотрели фильмы о пустынях, видеофильм "Песчаные сказки"; на листах бумаги самостоятельно создавали песчаные картины.
В младших группах наблюдали за свойствами сухого и мокрого песка, рисовали пальчиками и ладошками на нем, лепили различные фигуры.
В конце июня в детском саду был проведен смотр-конкурс "Песчаные фантазии", цель которого – создание благоприятных условий для воспитательно-образовательной деятельности с детьми в летний период. В конкурсе приняли участие педагоги и воспитанники всех групп. Интересно было наблюдать за творческим процессом наших "скульпторов". Активно включаясь в работу, ребята эмоционально предлагали идеи, самостоятельно украшали свои "шедевры", выбирали необходимое оборудование.
Подготовительная группа "Капитошка" совместно со старшей группой "Смешарики" представили "Замок из песка". Очень оригинально вылепили его, расставили фигурки короля и стражи. Рядом с замком – конюшня с лошадьми, озеро с уточками, лес с животными, цветник, ягодно-цветочное поле и море с обитателями.
Старшая группа "Звездочки" (воспитатель Т.О. Курылева) назвала свою постройку "Морское дно". На дне "плавали" кит, осьминог, морская звезда, медуза, черепашка...
Средняя группа "Дельфиненок" (воспитатель Н.В. Елизарова) вылепили огромного дельфина.
Дети из группы "Золотая рыбка" (воспитатель И.В. Шарина) построили кремль с кремлевскими воротами и флагом.
Группа "Сказка" (воспитатель И.В. Иткина) составили сюжет на тему "Пусть всегда будет солнце!".
Первая младшая группы "Непоседы" (воспитатель В.Е. Гудкова) реализовали проект "Здравствуй, лето!". Воспитанницы выразительно прочитали стихотворение о солнышке и рассказали членам жюри, как они лепили из мокрого песка лучики солнышка, цветы, гусеницу, бабочек...
Группа раннего возраста "Колобок" (воспитатель Е.А. Дергунова) вылепили бабочку.
Членам жюри сложно было оценить результаты творчества детей, так как все постройки удивительные, необычные, достойно представлены. Но тем не менее победителями стали:
ранний возраст – группа "Непоседы" (воспитатель В.Е. Гудкова),
младший дошкольный возраст – группа "Дельфиненок" (воспитатель Н.В. Елизарова), старший дошкольный возраст – группа "Капитошка" (воспитатель А.Н. Бахметова).
Игры с песком доступны не только на улице в теплое время года. Их можно организовать в домашних условиях. В качестве практических рекомендаций нам бы хотелось предложить родителям следующие игры с песком:
пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку; в песке можно прятать игрушки, из него можно "печь" куличики, прянички, строить, конструировать;
выполнять зигзагообразные и круговые движения ладонями по поверхности песка;
рисовать пальчиками и палочками по сухому и мокрому песку;
создавать отпечатки ладоней, кулачков, костяшек кистей рук;
создавать всевозможные причудливые узоры на поверхности песка;
рисовать лабиринты и выкладывать линии лабиринта небольшими камушками;
создавать картины из разноцветного песка и разноцветных камушков на песке;
лепить несложные фигуры;
рисовать на мокром песке по заданной схеме;
создавать различные проблемные ситуации;
наблюдать за песком во время ветреной погоды...
Песчаная терапия очень благотворно воздействует не только на ребенка, но и на взрослого человека, поэтому мы советуем родителям вместе с детьми играть в песочные игры, создавать маленькие шедевры. Ведь дети так любят, когда с ними играют взрослые.