Эти изменения представляют собой компромисс между государственными и общественными интересами. Законодатель расширил перечень составов преступлений, по которым дело может быть рассмотрено судом с участием присяжных заседателей, и отнес рассмотрение дел с участием присяжных заседателей, к компетенции районных судов по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1-2 ст. 105, ч. 4 ст. 111 и ст. 277, ст. 295, ст. 317 и ст. 357 Уголовного кодекса. Эти изменения формально призваны расширить применение института суда присяжных заседателей.
В районных и гарнизонных судах коллегия присяжных будет состоять из 6 человек. Для ее формирования достаточно 12 кандидатов.
С участием присяжных исследуются лишь доказательства наличия события преступления, причастности и виновности подсудимого.
Данные о личности подсудимого, потерпевшего и свидетелей (при необходимости) в присутствии присяжных исследуются лишь в ограниченном объеме, необходимом для установления отдельных признаков состава преступления.
Вопросы для присяжных формулируются судом с учетом мнения сторон по окончании судебного следствия.
Как правило, перед присяжными ставятся следующие вопросы:
- Доказано ли, что деяние имело место?
- Доказано ли, что это деяние совершил подсудимый?
- Виновен ли подсудимый в совершении этого деяния?
Закон не запрещает постановку дополнительных вопросов, которые уменьшают степень или характер вины подсудимого, влекут освобождение от уголовной ответственности или позволяют установить наличие менее тяжкого преступления.
Социальные гарантии для присяжных заседателей определены в Федеральном законе "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".
За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период.
Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством.
За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.
Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.
На присяжного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", пунктом 1 (за исключением абзацев третьего, четвертого и шестого) и абзацем первым пункта 2 статьи 9, статьей 10, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 16 Закона Российской Федерации от 26 июля 1992 года №3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральным законом от 20 апреля 1995 года №45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" и настоящим Федеральным законом.
Лица, препятствующие присяжному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.