Судьба разбросала новоиспеченых военных инженеров по разным морям и флотам. Сергачанину выпала Камчатка.
Он прослужил там почти 20 лет. А недавно их выпуск встретился в Севастополе.
Кто и где они сейчас, офицеры-подводники?
Камчатку называют краем света, и представляется она какой-то суровой, неприветливой. А вот Николай Александрович Хорев, говоря о ней, использует исключительно теплые тона: красивейшие места, зеленые сопки, дремлющие вулканы, непуганые медведи и другое зверье, а какое изобилие рыбы. Прибыв в бухту Бичевинскую, где размещалась база бригады дизельных подводных лодок, он начал службу командиром моторной группы на лодке проекта 641. Они считались, в общем-то, устаревшими, и вскоре наш земляк был переведен на другую, более современную субмарину, проекта 877 "Варшавянка". В 1987 году их недавно сформированный экипаж получил новую лодку того же типа.
– Когда перегоняли ее на базу из Комсомольска-на-Амуре, – вспоминает Николай Александрович, – около Курил запутались в сетях, расставленных японскими рыбаками. Сразу же испытание выпало на нашу долю. Пришлось водолазам применить свои умения и навыки. Работали ночью, что, конечно, осложняло дело, но с задачей справились, освободили винты от сетей и пошли к базе. Потом в этих местах ходить приходилось не раз, но такого больше не случалось.
Без дела подводники не сидели, в море выходили часто. Бывало, за год проводили в водных просторах по 270 суток. Шла отработка аварийно-спасательных мероприятий, практиковались боевые походы, учения, а как иначе поддерживать высокую боевую готовность? Конечно, были проблемы в 90-е смутные годы, однако и с ними подводники справлялись. Случалось, чтоб выйти в море, снимали аккумуляторы с нескольких субмарин и уходили на дежурство.
Время шло, появились опыт, уверенность, как следствие – продвижение по службе. Николая Хорева назначают командиром БЧ-5 (боевая часть), затем помощником начальника электромеханической части по живучести. С 1995-го года он – заместитель командира бригады по электромеханической части. Рапорт об отставке капитан второго ранга Хорев подал в 2003-м году. Вернулся на родину, в Сергач. Здесь, в администрации района, ему предложили работу, возглавил отдел ГО и ЧС. А сегодня он управляющий делами районной администрации.
Теперь Николай Александрович человек гражданский, но годы, проведенные на флоте, по-прежнему остаются в памяти яркими и насыщенными. Их подводные лодки курсировали не только в районе Курил, ходили и в Индийский океан, и в Средиземное море. Самому капитану второго ранга Хореву доводилось бывать на базе Камран во Вьетнаме, представляли они свою лодку на выставке росвооружений в Таиланде в 1997-ом году и в Малайзии. Тогда в гостях у российских моряков побывали и немцы, и французы, и англичане, даже командующий 7-м флотом США.
И вот недавно неожиданный звонок. Один из однокурсников по училищу приглашает на встречу, ведь не виделись очень давно. Конечно, согласился. Специально взял отпуск. Ехал в Севастополь с радостью и волнением. Они выпускались из училища 24 июня, в этот же день и встретились 35 лет спустя на Графской пристани площади Нахимова. То были незабываемые мгновения, объятия, рукопожатия, искренняя радость. С роты приехало человек двадцать. Сходили в музей, а потом в училище. Правда, теперь это уже гражданский вуз – Севастопольский государственный университет. Идя по знакомым коридорам, поднимаясь по лестницам, заглядывая в аудитории, вспоминали различные истории, интересные случаи – многое тут изменилось, но что-то и осталось. Оно и заставляло трепетать сердце. При них, к примеру, строилась трибуна на плацу, стоит она и сегодня. А вот в казармах училища теперь размещается Росгвардия. Потом пообщались в ресторане, в том самом, в котором и выпуск отмечали. Каждый кратко рассказал о себе. Приятно было находиться среди этих людей. Судьбы у всех разные, но каждый из них нашел себя в жизни, да и в будущее смотрят с оптимизмом, уверенностью. Все теперь уже на гражданке, некоторые продолжают работать в военных ведомствах. Один из однокурсников трудится в штабе Черноморского флота, другой, будучи в звании капитана первого ранга, является советником в Совете безопасности. Кто-то по-прежнему ходит в море, но уже на гражданских судах. Долгим, приятным было общение, и расставаться не хотелось. Ребята из Севастополя предлагали встречаться каждый год, обязуясь обеспечивать достойный прием, да и просто так приглашали.
А 29 июня Николай Александрович встретился со своими сослуживцами по Камчатке – Иваном Евгеньевичем Сикериным, прилетевшим из Питера, и Юрием Михайловичем Шуенковым, который и сегодня живет на Камчатке, возглавляя поисково-спасательную службу. А когда-то они оба были механиками на "Варшавянке". Вспомнили Финвал, походы, порадовались за то, что сегодня флоту уделяется гораздо больше внимания. Разъехались, договорившись поддерживать связь.
2 июля Николай Александрович узнал о трагедии в Баренцевом море с глубоководным аппаратом ВМФ. Резануло по сердцу известие о том, что погибли 14 моряков. Среди них семь капитанов первого ранга, в т.ч. его сослуживец по Камчатке Константин Сомов. Замечательный человек, зарекомендовавший себя прекрасным профессионалом еще на базе в Бичевинской. Как выяснилось, он продолжал служить, был кавалером трех орденов Мужества, имел медали "За заслуги перед Отечеством" первой и второй степеней, и вот посмертно ему присвоено звание Героя России. Бывает, и так вот заканчиваются жизни подводников, служба их всегда сопряжена с риском и опасностью.
А время идет дальше. Кто-то и сегодня бороздит морские глубины, ветераны, отстоявшие свои вахты, трудятся на гражданке либо заслуженно отдыхают. При этом все они достойны уважения и нашей благодарности. Спасибо за службу, с праздником вас, моряки!