В службу финансового уполномоченного Нижегородской области в
2021 году поступило около 5,9 тыс. обращений от жителей Нижегородской
области, что на 10,3% меньше, чем годом ранее.
"Имеющиеся данные демонстрируют сокращение числа обращений к
финансовому уполномоченному, что рассматривается службой как
положительный тренд, который говорит о том, что на уровне финансовых
организаций бизнес-процессы улучшились и количество ситуаций, в которых
финансовая организация повела себя недобросовестно, становится меньше", -
рассказали в службе финансового уполномоченного.
В структуре обращений, поступивших от жителей Нижегородской
области, наибольшее количество приходится на споры по ОСАГО (4,6 тыс.
обращений, 78,7%), а также страхование жизни, страхование от несчастных
случаев и болезней (0,5 тыс. обращений, 9,3%).
По информации ведомства, сейчас финансовой организации становится
выгоднее разрешить разногласия с клиентом в претензионном порядке и не
доводить дело до рассмотрения у финансового уполномоченного.
При этом в аппарате уполномоченного отмечают, что необходимо
продолжать прикладывать усилия к повышению финансовой грамотности
граждан и информировать их об обязательном досудебном порядке
урегулирования споров.
Случаются ситуации, когда клиент финансовой организации, не зная о
действии обязательного досудебного порядка урегулирования споров, сразу
идет в суд, который отказывает ему в принятии заявления, поскольку
процедура досудебного урегулирования споров не соблюдена. Зная о том,
что спор подлежит рассмотрению у финансового уполномоченного,
потребитель сможет быстро разрешить разногласия, что сэкономит ему
время и деньги, отмечают в службе уполномоченного.
Принятие и рассмотрение обращений потребителей финансовым
уполномоченным осуществляется бесплатно. Финансовый уполномоченный
рассматривает обращение в течение 15 рабочих дней с возможностью
пролонгации в ряде случаев.
По результатам рассмотрения обращения уполномоченный принимает
решение о полном или частичном удовлетворении его требований или об
отказе в удовлетворении требований потребителя. Решение в силу по
истечении 10 рабочих дней после его подписания финансовым
уполномоченным.
Служба финансового уполномоченного реализует план мероприятий по
повышению информирования граждан о наличии института досудебного
порядка урегулирования споров. На сайте финансового уполномоченного
(finombudsman.ru) есть подробная информация для потребителей, которая
представлена в различных формах.
Служба также взаимодействует с российскими вузами, на базе которых
действуют юридические клиники, их сотрудники разъясняют гражданам
вопросы обязательного порядка досудебного урегулирования споров между
потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями.
Потребители также имеют возможность подать обращение к
финансовому уполномоченному через портал госуслуг.
Справка:
Обязательный досудебный порядок рассмотрения споров в финансовой
сфере начал действовать с 1 июня 2019 года.
Финансовый уполномоченный рассматривает споры между
потребителями финансовых услуг (физическими лицами) и финансовыми
организациями – страховыми организациями (кроме ОМС),
микрофинансовыми организациями, кредитными организациями,
негосударственными пенсионными фондами, ломбардами, кредитными
потребительскими кооперативами.
Финансовый уполномоченный рассматривает спор, если услуга была
оказана потребителю в целях, не связанных с осуществлением им
предпринимательской деятельности, и если размер его имущественных
требований не превышает 500 тыс. рублей.