Автобусное сообщение между населенными пунктами района и райцентром всегда было актуально для сельчан, так как этот вид транспорта остается для них самым востребованным и сегодня. Побывав на Торбеевской автостанции, мы решили узнать как организовано автобусное сообщение на территории нашего района, каковы его возможные перспективы.
Зайдя в помещение автостанции, увидели всего несколько человек в зале ожидания. И подобная картина, за редким исключением, наблюдается здесь ежедневно. Судя по расписанию, в настоящее время по району организовано пять маршрутов, которые обслуживаются ОАО "Зубово-Полянское АТП". По маршруту Торбеево - Малышево - Виндрей автобусы совершают по два рейса: по понедельникам и пятницам. Первый из них отправляется от Торбеевской автостанции в 6.00 и, как правило, водитель преодолевает расстояние в 32 км до конечного пункта без единого пассажира в салоне. Бывают исключения, но они крайне редки. Вот и в понедельник в ранний рейс автобус шел до конечного пункта пустым. Обратно уже в нем ехали несколько человек, большинство из которых сели в селах Варжеляй и Салазгорь. Второй рейс по указанному маршруту отправился из Торбеева в 14.30 с 12-ю пассажирами на борту, оплатившими билеты на общую сумму 513 рублей. Трое из них ехали до села Варжеляй, столько же до Малышева и шесть человек до села Салазгорь. Остальные 24 пассажирских кресла в салоне вновь были пусты. Заполнен салон автобуса бывает лишь по пятницам, когда приезжают студенты.
В рейс по маршруту Торбеево - Носакино, который предусмотрен только по понедельникам, утром водитель отправился с одним пассажиром, и тот оказался жителем не нашего района. По словам работников автостанции, как правило, первый рейс в Носакино всегда порожний. Напомним, автобус в данном направлении преодолевает расстояние в 22,5 км. При расходе бензина 0,32 л на 1 км стоимость одного автобусного рейса до села Носакино и обратно в среднем составляет 532 рубля. Обратно из населенного пункта, с учетом села Хилково, ехали уже 12 пассажиров. На этот раз расходы на топливо оказались перекрыты даже с небольшой прибылью. Но так бывает не всегда, часто рейсы, причем не только в указанном направлении, осуществляются с убытком, не перекрывая расходы даже на бензин, не говоря уже о какой-либо прибыли.
Что касается маршрута Торбеево - Малышево, здесь автобус ходит три дня в неделю: понедельник, четверг, пятница. В село Кажлодка предусмотрено два рейса по четвергам. По словам водителя автобуса, они практически всегда загружены. В среднем на данном направлении бывает по 25-26 пассажиров. В селе Старые Пичуры рейсовый автобус бывает по пятницам в 8.30 и 13.40. В данном направлении пассажиров бывает мало. В самих же Пичурах жители чаще пользуются услугами частных таксистов, нежели автобусом. При этом многие ссылаются на то, что остановка рейсового транспорта расположена в неудобном месте, на окраине населенного пункта, до которого еще надо добраться. Они предлагают перенести крытый павильон ближе к сельской администрации, тогда и пассажиров будет гораздо больше. Не знаем, насколько это решило бы проблему загруженности рейсов, но вот удобств сельчанам добавило бы точно.
Парадоксальная ситуация складывается с пассажирами из деревни Мазилуг. Водители рейсовых, в том числе и междугородних автобусов отказываются перевозить пассажиров до данного населенного пункта или же подвозить их из деревни до поселка Торбеево. Дело в том, что в Мазилуге нет остановочного павильона, а значит, высаживать там пассажиров нельзя. Некоторые из водителей за остановку автобуса возле деревни Мазилуг, то есть в неустановленном месте, уже были оштрафованы сотрудниками ГИБДД на 1000 рублей.
Поинтересовались мы у работников автостанции и возможностью возобновления таких маршрутов, как Торбеево - Красноармейский - Морд-Юнки, Торбеево - поселок Центральный. Что касается первого маршрута, по словам старшего кассира В. Моисеевой, такой вариант уже был испробован пару лет назад. Рейсовый автобус по определенным дням ходил до села Морд-Юнки, о чем было оповещено население. Однако за один месяц работы на маршруте было перевезено только два (!) пассажира, и те из поселка Красноармейский. После чего направление было закрыто и более, как перспективное, не рассматривалось. Вопрос по автобусному сообщению до поселка Центральный, как, впрочем, и до села Лопатино, остается пока открытым.
Как нам удалось выяснить, сегодня наполняемость рейсов автобусного сообщения остается невысокой. Чаще всего автобус, рассчитанный на 36 пассажирских мест, загружен наполовину, а то и того меньше, что становится нерентабельным для автотранспортного предприятия. Поэтому там не видят перспектив на открытие дополнительных маршрутов. Только при увеличении пассажиропотока на каждом направлении Зубово-Полянское АТП будет готово рассмотреть возможность открытия новых маршрутов.