В последнее время часто стали слышны разговоры о монголо-татарском иге: было ли оно вообще, и откуда появились татары, кто они есть. Кроме того, заметки подобного характера, полемика появляются и в СМИ разного уровня. Хотелось бы подчеркнуть, что данная тема очень и очень сложная, спорная и объемная. Мною затронута лишь верхушка большого айсберга, основная масса которого уходит далеко вглубь пучины исторического океана. На эту тему есть разные суждения многих авторов-историков и точного определения нет. А разговоры среди народа порой доходят до смешного. У каждого есть свое мнение. У меня оно тоже есть и его представляю нашим читателям. Хочу заметить, что при подготовке данной статьи я не обращался к Интернету, а использовал доступные мне источники.
Слово "татар" настолько древнее, что сейчас трудно установить его первоначальное происхождение и значение. Оно имело и тюркские, и персидские, и древнеперсидские, и греческие, и китайские корни. А если рассматривать это слово в качестве этноса, то это еще сложнее. Начнем с того, что в Восточной Монголии когда-то жили племенные союзы "Токуз-татар" и "Отуз-татар" или "Тридцать татар" и "Девять татар". Они говорили на древнемонгольском языке, обладали характерной монголоидной внешностью. У них были свои каганаты (государства). Когда каганаты рухнули под ударами врагов, то основная часть этих, так называемых, татар Восточной Монголии переселилась в Прииртышье и на территорию Восточного Казахстана. Стали разговаривать не по-монгольски, а по-тюркски. В конечном итоге эти татары-переселенцы слились и ассимилировались с местным населением. Таким образом восточномонгольские татары прекратили свое существование.Писатель ХI в. М. Кашгари утверждал, что "татар" переводится как "чужак" или "иноземец". Но так уж сложилось в истории, что соседние с Монголией государства стали всех монголов называть татарами, хотя никаких татар в Монголии уже не осталось. Вот так и родилось сложное сочетание этноса "монголо-татары", которое сохранилось до сих пор.
Теперь мысленно перенесемся с Востока на Запад, где происходили большие исторические геополитические события. Во второй половине VII в. существовала некая Великая Болгария на Таманском полуострове со столицей Финагория. Это было крупное государство с тюркоязычным населением. В ХII в. ее разгромил Хазарский каганат, и она распалась на Дунайскую Болгарию, Волжско-Камскую Болгарию, часть населения заселилась в Крыму и других землях. Однако вскоре, в 1237 г., на Руси произошло событие под названием "Монгольское нашествие" (в исторических источниках оно называется "монголо-татарское"). Монголы захватывали все земли и устанавливали там свои законы и порядки. В 1241 г. Золотой Ордой были захвачены и вышеперечисленные государства. Шло время, события менялись непредсказуемо, началась вражда между ханами, Золотая Орда слабела и в конечном итоге распалась. Образовались отдельные ханства. Казанское ханство (1438 г.) со столицей Казань, в котором проживали как тюркоязычное, так и финно-угорское население этих мест. И назывались они по-разному – булгары, казанлы, мослеманы, удмурты, башкиры и др. Крымское ханство (1441 г.) со столицей Бахчисарай и населением - половцы, аланы, греки, турки и др. Сибирское ханство (1420 г.) со столицей Чинги-Тура (Тюмень) и тюркоязычным населением, в основном родственники половцев. Астраханское ханство (1459 г.) со столицей Астрахань и ногайским населением. Касимовское царство со столицей Касимов недалеко от Рязани. Ногайская Орда и др.
Вот здесь надо подчеркнуть, что когда монголы овладели этими землями, а управляли ими ханы-монголы (а их неофициально называли "татарами"), то все население, подчиненное им, стали называть тоже "татарами". А когда ушли, эти ханства были затем присоединены к России (Казанское ханство – 1552 г.; Крымское – 1475 г. – вассал Турции, а в 1783 г. – в составе Российской империи; Сибирское – 1582 г.; Астраханское – 1556 г.), то с учетом вышесказанного это название так и осталось за населением. Сначала люди неохотно отзывались на такое обращение и лишь позже слово "татарин" окончательно превратилось в официальное название этого народа.Таким образом, прежние и сегодняшние татары не имеют никакого отношения к монгольскому нашествию. Они лишь получили новый этнос "татары".
Современные татары – это большая часть всего населения Великой России. Их численность на сегодняшний день составляет более 5 миллионов, и живут почти во всех субъектах РФ. Это народ, имеющий свой быт и семейный уклад с учетом своей религии – ислам. Как никто, татары аккуратно и бережно, с огромным уважением и любовью относятся к этой религии. Они свято исполняют все каноны и положения, изложенные в их Священной книге – Коране. Татары весьма гостеприимны, им присущи огромные человеческие ценности – дружба и взаимопомощь. Их женщины и девушки в своем поведении придерживаются высокой морали и нравственности. С давних времен они с великим почтением относятся к старикам. У них свои исторически сложившиеся культура, традиции, обряды, обычаи, придающие особый колорит их национальности. Они активно участвуют в общественно-политической, культурной и спортивной жизни нашего государства. Среди них есть множество известных знаменитостей. Вот только несколько примеров этому. А. Тулеев – губернатор Кемеровской области, Ш. Тарпищев – видные деятель в спортивной жизни страны, Р. Нургалиев – министр внутренних дел, Э. Набиуллина – министр экономического развития, председатель Центрального банка, Р. Акчурин – видный кардиолог, Р. Ибрагимов – певец, Х. Такташ – поэт, М. Джалиль – поэт, Ш. Гареев – генерал армии, М. Башаров – актер, Ч. Хаматова - актриса и др.
Теперь о так называемом и закрепившемся в исторических документах иге. Речь пойдет не о монголо-татарском иге, а о монгольском, т.к. мы уже знаем, что никаких татар в Монголии в принципе-то не было, а слово "татарское" им приписали соседние народы. А те, что были, - ушли в другие земли и исчезли. Русь почти 242 года (1237 – 1480 гг.) находилась под гнетом ханов Монголии. Говорить о полной хронологии вероломного нашествия сейчас не стоит – слишком объемная тема и достаточно сложная, не до конца еще изученная, а возможно, и не всеми правильно осмыслена. Ведь за 242 года на Руси происходило многое. Мы же ответим на главный вопрос: а было ли иго?
Давайте определимся: а что такое иго? Только после этого можно ответить на поставленный и волнующий многих вопрос. Обратимся к словарям В. Даля и С. Ожегова, где сказано, что "Иго" - порабощающая и угнетающая сила, воздействие рабства и колониализма. Чтобы правильно ответить, желательно весь период присутствия монголов и их ханов на Руси разделить на три периода. Надо учесть, что за все 242 года присутствия монголов на Руси было более 80-ти ханов. И все они были разными.
Первый (1237 – 1250 гг.), когда монголы смерчем прошлись по городам и селам, оставляя за собой пепел и трупы русских людей. Было сожжено около 50-ти городов из 74-х. Повсюду "процветали" грабежи, насилие, установление своих жестоких, порой нечеловеческих законов и порядков. Не только ханы Золотой Орды, но их воины-фанаты чувствовали себя полными хозяевами на русской земле. Великие князья оказались в полной зависимости от ханов. Любое непослушание каралось мучительной смертью. Сами великие князья садились на русский великокняжеский стол только с разрешения ханов, которые выдавали для этого специальные ярлыки. Причем, что очень важно отметить, ханы выбирали удобных для себя великих князей. Князья отдавали ханам дани столько, сколько они потребуют – а это было огромным разорением для простого народа. Лишь Русская православная церковь умела приобщиться к ханам и не могла, а вернее, не хотела противостоять новым монгольским хозяевам. Она оказалась между двух огней: первый – это ханы - чужие, временные, незаконные, давали независимость, не брали с нее дань и видели в церкви опору для воздействия на народ; второй – это русские велики князья – свои, постоянные, законные, брали дань, были зависимыми хозяевами, ставили церковь в зависимость. А потому Русская православная церковь, иерархи лавировали, боялись, заигрывали и приспосабливались. Вместе с тем, учитывали, что когда-то монголы уйдут, а великие князья останутся. Она не стала той противоборствующей силой, которая могла бы защитить русский народ и помочь великим князьям выступить против ханов. Да если бы и захотела, то была бы полностью разорена или уничтожена. Этот период характеризуется как полное порабощение русского народа, и его смело можно назвать игом.
Второй (1250 – 1380 гг.) можно считать примирением или покорностью. Русские великие князья начали ладить с ханами, стали исправно платить дань, привыкать к их унизительной зависимости и слепо повиноваться. Ханы Золотой Орды оставались довольными, старались как можно меньше вмешиваться в государственные дела великих князей и совсем не вникали в жизнь простого народа. Их устраивала покорность князей, сбор дани и разных поборов. Они не мешали им проводить свою внутреннюю политику. Народ жил своей жизнью, отдавая дань. Но даже в этот период ханы Золотой Орды "держали ухо востро". Как только великие князья выступали против или садились на великокняжеский стол без согласования ханов, или устраивали между собой спор, то ханы быстро и жестоко на это реагировали. Так был казнен великий князь Михаил Ярославич (1318 г.) за выступление против ханов. А великие князья Юрий Данилович (1324 г.), Дмитрий Михайлович (1325 г.) и Александр Михайлович (1339 г.) были казнены за спор по великому княжению и несогласованность с ханами. Тем не менее, этот период нельзя назвать игом. Некоторые великие князья, а именно Александр Невский и Иван Калита, умышленно не выступали против ханов, а готовили Русь к борьбе с Ордой. Первый, хотя и испытал тяжесть ханского сапога на своей голове, занимался усилением своих воинских ратей и считал, что Русь пока не была готова к борьбе с Ордой, да и сами ханы не решались воевать с могущественным и сильным русским князем – вот и жили сравнительно мирно. Второй накапливал денежные средства, создавал материальную базу. Хотя об Иване Калите можно сказать, что он наводил монгольские рати на свой же народ с целью собрать как можно больше дани и отдать ханам. Он очень хотел быть хорошим перед ханами, вот только с какой целью - это вопрос. Возможно, чтобы тихо и спокойно готовиться к освобождению Руси от Орды?!...
Третий (1380 – 1480 гг.), когда великие князья пытаются противостоять монголам, стали задумываться над тем, кто на Руси хозяин, как собрать силы и выступить за освобождение своих родных земель. С каждым годом Русь приобретала самостоятельность, накапливала силы для борьбы с непрошенными гостями. В конечном итоге в 1380 году состоялась историческая битва на Куликовом поле. Рати Дмитрия Донского разбили войска темника Мамая (заметим, что Мамай не был ханом – он возглавлял большое войско, был кем-то вроде командующего). С тех пор ханы Золотой Орды начали понимать, что Русь становится сильнее и чувствовали свою слабость. Так оно и было на самом деле. После этого сражения было много битв и схваток с ордынскими войсками. В 1480 году войска Ивана III организованно встали на берегу реки Угра в готовности разбить хана Ахмата, который сконцентрировал свои разношерстные войска на другом берегу. Стояние было долгим и закончилось тем, что войска Ахмата позорно бежали. Впоследствии хану отрубили голову. Вот на этом и закончилось ордынское присутствие на землях Руси.
Таким образом, иго было, но не монголо-татарское, а монгольское, и не все 242 года, а примерно 15 первых лет. Кроме того, надо подчеркнуть, что некоторые источники, а вернее, авторы стараются этим событиям придать совсем другую значимость и окраску. Они утверждают, что монголы защитили русские земли от многих врагов со стороны Запада, принижают грабительский характер ордынских кочевников, что не было никакого насилия и сожжения городов, а русский народ даже не пытался бороться и защищать свою землю. Они же приписывают ханам Орды внедрение на Руси своей денежной системы, якобы до них у русских не было никаких денег. Да, отчасти с последним надо согласиться. В начале нашествия Орды в некоторых землях Руси "ходили" ордынские монеты – дирхема и денга. Вот они-то и стали образцом для русской монетной системы. Стали чеканится деньга, полуденьга, четверетца, пула. Затем эти монеты совершенствовались и чеканились копейка, саблянница, деньга, полушка и т.д. И все. Монгольское нашествие на протяжении 2,5 веков, кроме разорения и нищеты, ничего не дало. Оно прошло по нашей земле черным смерчем и задержало развитие Руси на многие века.
Пусть никогда на российской земле этого не повторится. Пусть будет мир, а все народы России (и татары, и мордва, и удмурты, и русские, и кавказцы, и др.) живут в дружбе и согласии, равными в своих правах и обязанностях, возможностях и внимании к себе со стороны государства. На этот счет государь, великий князь Александр Невский сказал бы: "Да пусть будет так!".