Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Торбеевского района Республики Мордовия

431030, Республика Мордовия, Торбеевский район, п. Торбеево, ул. Интернациональная, 6
телефон: +7 (83456) 2-13-34
e-mail: torbnews@moris.ru

Моряк из Кочетовки

Свыше 150 тысяч наших земляков, почти половина всех трудоспособных мужчин Мордовии, были мобилизованы на фронта Первой мировой войны.

Свыше 150 тысяч наших земляков, почти половина всех трудоспособных мужчин Мордовии, были мобилизованы на фронта Первой мировой войны. 20 тысяч из них вернулись домой ранеными и изувечеными, 10 тысяч пали на поле боя. Кто знает, где и когда сложили они свои головы?

В 2015-м году, благодаря находке шведских водолазов, одним белым пятном в военной истории России стало меньше. У берегов Швеции была обнаружена русская подводная лодка "Сом", затонувшая 99 лет назад, во время Первой мировой войны. Субмарина погибла вместе с экипажем: на ее борту были 2 офицера и 16 матросов. Согласно архивам, в числе этих моряков был и наш земляк, уроженец Спасского уезда Тамбовской губернии - теперь это Торбеевский район Мордовии - Михаил Михайлович Гусев.

Тот самый "Сомъ"

В наши дни власти Швеции регулярно заявляют о том, что у их берегов "видели российскую подводную лодку". И вот эту субмарину нашли - только старинную и затонувшую. На борту подлодки - надпись "Сомъ". В 1916 г. этот подводный боевой корабль ушел на задание - и сгинул в пучине. Но список его экипажа история сохранила. Матросом 2-й статьи, исполняющим должность минного машиниста, на "Соме" служил наш земляк Михаил Гусев.

Как следует из метрической книги Казанской церкви села Кочетовка, будущий моряк-подводник родился 27 октября 1889 г., в семье отставного солдата Михаила Агаповича Гусева и его жены Евдокии Николаевны, православного вероисповедания. Родное село Михаила, Кочетовка, входило в состав Спасского уезда Тамбовской губернии. В 1912 г. Михаила призвали в армию. Новобранцу выпала честь служить в Российском Императорском флоте, куда отбирали лучших, самых крепких, "призывников". Так он попал на субмарину с интересной судьбой - "Сом".

К 1913 г. русский флот заканчивал перевооружение - ВМС страны возрождались после поражения в войне с Японией, и вышли на 5 место в мире. С 1906 г. в составе нашего флота по указу Николая II действовал новый род сил - подводные лодки. Но своих субмарин не хватало, Россия закупала подлодки за рубежом; по их образцу строила свои подводные корабли. "Сом" (постройки 1901 г.) был куплен у США, в 1904-1906 гг. по его чертежам в России построили целую серию субмарин. Лодка успела повоевать у Владивостока: несла дозорную службу, вела разведку и охраняла свое побережье, гоняла японские миноносцы, рвала противолодочные сети.

К январю 1915 г. лодку перевезли в Крым, она охраняла дальние подступы к порту Одессы. В июле 1915 г. субмарину перевезли в Петроград и спустили в Балтийское море, она пополнила состав 5-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря. В 1915-1916 годах лодка базировалась в Мариенхамне (Финляндия), несла дозор в южной части Ботнического залива: утром уходила на дежурство, к ночи возращалась на базу.

Как служилось Михаилу Гусеву? Скорее всего, гораздо лучше, чем изображалась жизнь царских моряков в советской литературе. Сохранилось фото экипажа "Сома": матросы вокруг офицера, позируют спокойно, непринужденно. В тесном мирке подлодки складывались доверительные отношения; известно, что на одной из наших субмарин офицеры и матросы вместе пили чай. Флот берег моряков: так, после обеда им полагался двухчасовой отдых, и большинство матросов использовали его для сна.

Шведская

диверсия

История гибели "Сома" известна хорошо. Но! - со слов шведской стороны. 10 мая 1916 г. в 4 часа утра подлодка, патрулировавшая Аландское море, погибла при столкновении со шведским пароходом "Ингерманланд". Это произошло между маяком Свартклуббен и островом Архольма. По словам капитана парохода, в 150 м. от своего судна он заметил перископ подлодки. "Сом" шел параллельным курсом, затем повернул к пароходу. Опять же по словам капитана, он решил, что корабль хотят осмотреть, и застопорил ход судна. Перископ "Сома" внезапно скрылся под воду, а лодка ударила пароход в подводной части. И больше не всплывала...

Версия шведов не выдерживает критики. Скорее всего, наша подлодка была намеренно протаранена пароходом, капитан которого хотел избежать досмотра груза. В годы Первой мировой войны Швеция занимала нейтралитет - но всячески помогала Германии. Она препятствовала действиям флота Антанты, давала укрытие германским судам. Шведские суда перевозили в Германию стратегически важное сырье и военную контрабанду. Часть этих судов перехватывалась, при обнаружении контрабанды - отправлялась под конвоем в русские порты. И шведы часто таранили русские подлодки. Всего через месяц после гибели "Сома" другой шведский пароход таранил русскую субмарину "Волк". Та уцелела, но получила повреждения и вернулась на базу. "Сому" не повезло...

Сейчас некоторые СМИ лукавят: дескать, "Сом" затонул из-за неумелых действий наших моряков. Но капитаном подлодки был настоящий ас-подводник, 25-летний лейтенант Хрисанф Константинович Бугураев, кавалер ордена св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом, отмеченный "за храбрость и мужество при выполнении операции, сопряженной с явной опасностью и имеющей большое боевое значение". До "Сома" Бугураев воевал на подлодках "Стерлядь", "Крокодил", "Акула", "Окунь". А под его началом служили бывалые матросы: больше половины экипажа "Сома" составляли опытные моряки довоенного призыва.

Музею быть?

Итак, теперь "Сом" найден. Водолазы выяснили: субмарина цела, сохранилась прекрасно, внешних повреждений на ней нет, все люки задраены. И за подлодку может начаться борьба между Швецией и Россией. Есть планы на "Сома" и у исландских "черных" подводных археологов. Интерес иностранцев понятен: старинная подлодка такой сохраннности стоит сумасшедших денег. До наших дней дошли только две подлодки-музея того же периода: в Англии и США. С предложением о совместной российско-шведской экспедиции к подводной лодке выступило Русское географическое общество. Если "Сом" в хорошем состоянии - его можно было бы поднять и сделать музеем-памятником русским подводникам. И останки экипажа могли бы вернуться на Родину.

Жаль, но в Торбеевском районе о Михаиле Гусеве уже не помнят: целый век прошел! Церковь, в которой крестили Михаила Михайловича, была разрушена в 1930-е гг. Да и сама Кочетовка теперь не деревня, а улица Приречье некогда соседнего села Кажлодка. Летом 2015 года, в возрасте 93 лет, умерла сельская долгожительница Анна Федоровна Гусева, которая наверняка слышала о Михаиле Михайловиче из рассказов своих родителей и старшей родни.

- Мама могла бы многое рассказать вам, - говорит дочь Анны Федоровны, Галина Васильевна. - А мы уже ничего не помним. Знаем только, что в Кочетовке было всего две семьи с такой фамилией.

Мы обращаемся с просьбой откликнуться потомков второй семьи Гусевых из Кочетовки. Возможно, память о бравом подводнике еще жива в семейных преданиях?

Автор: Семен Кильгишов

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 781

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика