Свыше 150 тысяч наших земляков, почти половина всех трудоспособных мужчин Мордовии, были мобилизованы на фронта Первой мировой войны. 20 тысяч из них вернулись домой ранеными и изувечеными, 10 тысяч пали на поле боя. Кто знает, где и когда сложили они свои головы?
В 2015-м году, благодаря находке шведских водолазов, одним белым пятном в военной истории России стало меньше. У берегов Швеции была обнаружена русская подводная лодка "Сом", затонувшая 99 лет назад, во время Первой мировой войны. Субмарина погибла вместе с экипажем: на ее борту были 2 офицера и 16 матросов. Согласно архивам, в числе этих моряков был и наш земляк, уроженец Спасского уезда Тамбовской губернии - теперь это Торбеевский район Мордовии - Михаил Михайлович Гусев.
Тот самый "Сомъ"
В наши дни власти Швеции регулярно заявляют о том, что у их берегов "видели российскую подводную лодку". И вот эту субмарину нашли - только старинную и затонувшую. На борту подлодки - надпись "Сомъ". В 1916 г. этот подводный боевой корабль ушел на задание - и сгинул в пучине. Но список его экипажа история сохранила. Матросом 2-й статьи, исполняющим должность минного машиниста, на "Соме" служил наш земляк Михаил Гусев.
Как следует из метрической книги Казанской церкви села Кочетовка, будущий моряк-подводник родился 27 октября 1889 г., в семье отставного солдата Михаила Агаповича Гусева и его жены Евдокии Николаевны, православного вероисповедания. Родное село Михаила, Кочетовка, входило в состав Спасского уезда Тамбовской губернии. В 1912 г. Михаила призвали в армию. Новобранцу выпала честь служить в Российском Императорском флоте, куда отбирали лучших, самых крепких, "призывников". Так он попал на субмарину с интересной судьбой - "Сом".
К 1913 г. русский флот заканчивал перевооружение - ВМС страны возрождались после поражения в войне с Японией, и вышли на 5 место в мире. С 1906 г. в составе нашего флота по указу Николая II действовал новый род сил - подводные лодки. Но своих субмарин не хватало, Россия закупала подлодки за рубежом; по их образцу строила свои подводные корабли. "Сом" (постройки 1901 г.) был куплен у США, в 1904-1906 гг. по его чертежам в России построили целую серию субмарин. Лодка успела повоевать у Владивостока: несла дозорную службу, вела разведку и охраняла свое побережье, гоняла японские миноносцы, рвала противолодочные сети.
К январю 1915 г. лодку перевезли в Крым, она охраняла дальние подступы к порту Одессы. В июле 1915 г. субмарину перевезли в Петроград и спустили в Балтийское море, она пополнила состав 5-го дивизиона Дивизии подводных лодок Балтийского моря. В 1915-1916 годах лодка базировалась в Мариенхамне (Финляндия), несла дозор в южной части Ботнического залива: утром уходила на дежурство, к ночи возращалась на базу.
Как служилось Михаилу Гусеву? Скорее всего, гораздо лучше, чем изображалась жизнь царских моряков в советской литературе. Сохранилось фото экипажа "Сома": матросы вокруг офицера, позируют спокойно, непринужденно. В тесном мирке подлодки складывались доверительные отношения; известно, что на одной из наших субмарин офицеры и матросы вместе пили чай. Флот берег моряков: так, после обеда им полагался двухчасовой отдых, и большинство матросов использовали его для сна.
Шведская
диверсия
История гибели "Сома" известна хорошо. Но! - со слов шведской стороны. 10 мая 1916 г. в 4 часа утра подлодка, патрулировавшая Аландское море, погибла при столкновении со шведским пароходом "Ингерманланд". Это произошло между маяком Свартклуббен и островом Архольма. По словам капитана парохода, в 150 м. от своего судна он заметил перископ подлодки. "Сом" шел параллельным курсом, затем повернул к пароходу. Опять же по словам капитана, он решил, что корабль хотят осмотреть, и застопорил ход судна. Перископ "Сома" внезапно скрылся под воду, а лодка ударила пароход в подводной части. И больше не всплывала...
Версия шведов не выдерживает критики. Скорее всего, наша подлодка была намеренно протаранена пароходом, капитан которого хотел избежать досмотра груза. В годы Первой мировой войны Швеция занимала нейтралитет - но всячески помогала Германии. Она препятствовала действиям флота Антанты, давала укрытие германским судам. Шведские суда перевозили в Германию стратегически важное сырье и военную контрабанду. Часть этих судов перехватывалась, при обнаружении контрабанды - отправлялась под конвоем в русские порты. И шведы часто таранили русские подлодки. Всего через месяц после гибели "Сома" другой шведский пароход таранил русскую субмарину "Волк". Та уцелела, но получила повреждения и вернулась на базу. "Сому" не повезло...
Сейчас некоторые СМИ лукавят: дескать, "Сом" затонул из-за неумелых действий наших моряков. Но капитаном подлодки был настоящий ас-подводник, 25-летний лейтенант Хрисанф Константинович Бугураев, кавалер ордена св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом, отмеченный "за храбрость и мужество при выполнении операции, сопряженной с явной опасностью и имеющей большое боевое значение". До "Сома" Бугураев воевал на подлодках "Стерлядь", "Крокодил", "Акула", "Окунь". А под его началом служили бывалые матросы: больше половины экипажа "Сома" составляли опытные моряки довоенного призыва.
Музею быть?
Итак, теперь "Сом" найден. Водолазы выяснили: субмарина цела, сохранилась прекрасно, внешних повреждений на ней нет, все люки задраены. И за подлодку может начаться борьба между Швецией и Россией. Есть планы на "Сома" и у исландских "черных" подводных археологов. Интерес иностранцев понятен: старинная подлодка такой сохраннности стоит сумасшедших денег. До наших дней дошли только две подлодки-музея того же периода: в Англии и США. С предложением о совместной российско-шведской экспедиции к подводной лодке выступило Русское географическое общество. Если "Сом" в хорошем состоянии - его можно было бы поднять и сделать музеем-памятником русским подводникам. И останки экипажа могли бы вернуться на Родину.
Жаль, но в Торбеевском районе о Михаиле Гусеве уже не помнят: целый век прошел! Церковь, в которой крестили Михаила Михайловича, была разрушена в 1930-е гг. Да и сама Кочетовка теперь не деревня, а улица Приречье некогда соседнего села Кажлодка. Летом 2015 года, в возрасте 93 лет, умерла сельская долгожительница Анна Федоровна Гусева, которая наверняка слышала о Михаиле Михайловиче из рассказов своих родителей и старшей родни.
- Мама могла бы многое рассказать вам, - говорит дочь Анны Федоровны, Галина Васильевна. - А мы уже ничего не помним. Знаем только, что в Кочетовке было всего две семьи с такой фамилией.
Мы обращаемся с просьбой откликнуться потомков второй семьи Гусевых из Кочетовки. Возможно, память о бравом подводнике еще жива в семейных преданиях?