Виктор Турлаев долгое время работал в племзаводе "Красная Мордовия" заведующим мастерскими, затем в 90-е годы вынужден был уехать в Москву на долгие 15 лет, далее 10 лет отработал в МДС, откуда и ушел на пенсию. Однако отдыхать он не собирался и устроился на работу в автогараж Жуковского отделения МАПО "Торбеево". Главное для этого человека, по его словам – быть в родном коллективе, ежедневно общаться с земляками, что он очень ценит как истинный патриот своего села. Собрал старенький ЗИЛ и возил молоко, а сейчас, когда всю продукцию с фермы забирает КамАЗ из Ковылкина, он готовит автомобиль для перевозок других сельскохозяйственных грузов. Можно позавидовать оптимизму этого человека, его широте русской души, достоинству и одновременно простоте.
Юрий Крысин также проработал большую часть жизни в мастерской племзавода, был опытным токарем, с ценными заводскими навыками, полученными на заводе в г. Тихвин. Затем тот же токарь в СПТУ-3, Торбеевском колледже, и вот она, пенсия. Вернулся за свой же станок в мастерскую отделения "Жуково". Он - человек с достаточно сложным характером. Но это ширма, за которой можно разглядеть добрую душу, интеллигентность, высокий спрос к себе и другим. Его отличают безупречное владение станком и инструментами, способность выточить многие узлы и детали взамен оригиналу, дисциплина и ответственность. В этом мужском коллективе Ю.Крысина привлекают атмосфера доверия, непринужденное общение, востребованность незаменимого специалиста. А небольшая зарплата – лишь приложение к тем гораздо более высоким ценностям, таким как дружеская обстановка, уважение, значимость и достоинство профессионала.
Владимир Шлычков никогда не уходил из коллектива механизаторов, начав работать в племзаводе и позже перейдя в МАПО. Всегда на тяжелых тракторах Т-150, а сейчас на К-700. Теперь идет уже более современная техника, а он так и "въехал" в пенсию на старом "Кировце". Однако в умелых руках эта техника исправно работает на всех видах погрузок, заготовке сенажа и силоса, очистке от снега дорог и других объектов. Он и не думает покидать рабочее место, невзирая на возраст, и, прямо сказать, нелегкую работу. Знает технику, знает дело, потому и все складывается, все ему пока по силам, а пенсию воспринимает как добавку к семейным доходам, не более того. Намного важнее причастность к сельским делам, совместная работа с такими, как он, механизаторами. Несокрушимый оптимист, доволен зарплатой, особенно в сезон массовых полевых работ, легко воспринимает проблемы и с запчастями, и с горючим, непритязателен к условиям работы на тяжелой старой технике. Все это он компенсирует своим завидным мастерством, умелыми руками и головой.
Алла Филина работает кладовщиком и заправщицей. Она "рекордсмен" по продолжительности работы на пенсии – 11 лет. Кто-то скажет: "ведь это не тракторист", но не каждому такое дано – нужен характер, выдержка и способности к этой работе. Она постоянно с механизаторами, их "бригадир и командир". Привычная к постоянному общению, она видит в этом главную причину продолжения работы на пенсии. Ее оптимизм и твердое слово служат для мужского коллектива поддержкой.
Можно понять всех, кто вернулся или остался в коллективе на пенсии. Это фактор сопричастности, прямого общения с теми людьми, которых знал всю жизнь и работал с ними бок о бок. А привычная среда существования – лучший врач и заменитель любых лекарств. Измени ее, и начнется угнетение, душевные волнения и головная боль. Не оставляйте, ребята, свой привычный уголок, пока позволяют силы, вы всегда нужны предприятию с привычным сельским трудом, с давними правилами и традициями. Вот так, пройдя длинный трудовой путь, покоряя Москву и другие привлекательные места, возвратились люди туда, откуда начинали свой трудовой путь, где они находят свой "приют трудов и вдохновенья", где "воздух Родины и сладок, и приятен". Где родился, там и пригодился – это о них, которые пришли завершать свою трудовую биографию туда, откуда начинали. Хочется пожелать им радости от их труда, жизненных сил от воздуха Родины и душевного покоя.