1. Почему изменения в Конституцию принимают не референдумом, а голосованием? Что это вообще за общероссийское голосование?
• По силе решения голосование это то же самое, что референдум. Поправки вступят в силу только, если их поддержит большинство граждан.
• Законных оснований для назначения референдума нет. Дополняются те главы Конституции, для изменения которых вообще не требуется участие граждан. Это позиция Президента, что решающее слово – за народом.
• Для внесения предложенных Путиным изменений Конституции референдум не предусмотрен и не нужен, они не затрагивают основополагающие статьи. Достаточно решения двух третей обеих палат Федерального Собрания. Но Путин сам настоял на проведении голосования, ему важно услышать голос людей. Поэтому голосование имеет решающее значение.
• Нынешняя Конституция как раз принималась в 1993 году через процедуру всенародного голосования России. А сейчас речь идет не о целой Конституции, а о нескольких дополнениях, но безусловно очень важных.
2. Почему изменения в Конституцию принимают пакетом?
• Дополнений много и все они важные. Вряд ли кто-то станет выбирать, что нужнее индексация пенсий, четкое ограничение власти президента двумя сроками или чтоб у чиновников не было двойного гражданства. Все эти изменения продиктованы реалиями жизни.
• Бюллетень был бы очень длинным и его невозможно обработать.
• Голосование за Конституцию тоже проходит не по статьям, а за весь документ.
3. Почему поправки принимаются так быстро, ведь по ним потом десятилетиями будет жить вся страна?
• Эти изменения назрели давно, по оценкам многих экспертов - еще лет десять назад. Поправки Путина понятны и просты – нет двойному гражданству для чиновников, МРОТ не ниже прожиточного уровня, индексация пенсий…
• В сравнении с 90-ми, а тем более с 70-ми годами прошлого века, когда обсуждали брежневскую Конституцию, технически все стало намного проще. Никогда прежде не было такой скорости распространения информации и обмена ей. Сегодня за неделю можно собрать и обработать массив информации, на которые еще 30 лет назад требовалось несколько месяцев. Также выросли глубина и скорость экспертизы: огромное число специалистов и обычных людей могут быстро ознакомиться с поправками, быстро обменяться мнениями и определиться с позицией.
4. Почему в рабочей группе по Конституции одни спортсмены, да музыканты, а не профессионалы, и почему нет общенародного обсуждения?
• Конституция – для людей, а не для юристов, она должна быть понятна каждому. А значит, и участвовать в ее создании должны обычные люди. При Ельцине Конституцию уже разрабатывали "профессионалы", причем, в основном, с Запада.
• Юристы-профессионалы отвечают только за юридические формулировки, а уважаемые в обществе люди, которых пригласили работать над Конституцией – за честность и справедливость. Бокерия, Мацуев, Калягин – гордость страны, они как раз профессионалы с большой буквы и патриоты, прекрасно образованные люди, им можно доверять.
• Путин предложил продлить срок внесения поправок в Конституцию, чтобы рассмотреть поправки от обычных граждан и сделать эту работу по-настоящему общенародной. Он хочет, чтобы люди были реальными авторами поправок. Так что каждый, кому есть, что сказать, имел возможность внести свои предложения по изменениям, через Общественную палату, ОНФ. И таких поправок – от людей поступило уже несколько сотен.
5. По путинским предложениям, теперь появляется новый орган власти – Госсовет. Зачем он нужен, неужели существующих недостаточно?
• Госсовет не новый орган власти. Он давно существует и успешно работает. Теперь он будет просто прописан в Конституции, чтобы его нельзя было упразднить, отняв у регионов возможность влиять на политику федерального центра. Именно это делает Госсовет. Губернаторы и министры вместе обсуждают, как развивать здравоохранение, сельское хозяйство, промышленность – те сферы, которые касаются нас, территорий. Кому нужно больше выделять денег, а что мешает развитию. Для регионального развития Госсовет ключевой орган.
• Благодаря изменениям в Конституции, голос регионов, наконец, обретает больший вес, за счет Госсовета, состоящего из губернаторов - регионы смогут по-настоящему влиять на принятие государственных решений. А это значит, что у людей, которые выбирают губернаторов, будет больше возможностей участвовать в жизни страны, нести коллективную ответственность за ее судьбу.
6. Если что-то нормально работает - лучше не трогать. Зачем менять основные принципы государственного устройства, благодаря которым у нас уже 20 лет все спокойно и стабильно. Не станет ли хуже, особенно когда Путин уйдет?
• Как раз в этом и есть главный смысл путинских изменений – гарантировать спокойное развитие страны, после того как Путин уйдет, прописать более устойчивую и справедливую систему государственного устройства, без конфликтов и самоуправства.
• Голосуя за поправки – мы выбираем политическую стабильность в стране, раз и навсегда, без революций, переворотов и потрясений. Новые правки в Конституцию гарантируют, что мы больше никогда не вернемся ни в 1993, ни в 1917. Баланс всех властей, которые контролируют друг друга, создает стабильность, уверенность в будущем и не оставит никому соблазнов злоупотреблять своим положением, кто бы не стал президентом после Путина.
7. Почему в социальном блоке поправок нет никакой конкретики –
ни величины индексации пенсий, ни размеров МРОТ? Нет ли в этом обмана?
• Конституция – главный документ страны об общих принципах жизни страны, и в числе таких принципов должны быть установки социальной справедливости, заботы о малоимущих и пенсионерах. А уж более конкретные нормы будут прописывать, основываясь на конкретной ситуации. Не будем же мы каждый раз переголосовывать всей страной конкретные цифры и проценты, если изменится инфляция или другие экономические факторы. Точно так же написано и в заповедях "Не укради", а какие уж сроки давать за воровство и грабеж – это дело УК.