Уровень – Университет", поддержанного Фондом Президентских грантов, прошли "Дни науки" для местных школьников – активистов программы "Усынови заказник", Клуба друзей Тигирекского заповедника, юных экологов Староалейской школы № 1.
В гости к ребятам для проведения занятий по изучению флоры и фауны окрестностей села Староалейское и заказника "Лифляндский" прибыли учёные Института биологии и биотехнологии Алтайского государственного университета. Руководители школьной организации "Эколого-краеведческое объединение "Глобус" – Ольга Ивановна Меркулова и Виктор Александрович Майзенгельтер, а также государственный инспектор в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения Краевого государственного бюджетного учреждения "Алтайприрода" – Андрей Анатольевич Лопатин, стали главными организаторами научных экспедиций и выездов на родной земле. Все участники за 2 дня совместной работы в одночасье стали "учёными".
В первый день трудились в прибрежной зоне реки Алей на пойменном участке. Группа юных исследователей была поделена по желанию на 3 группы. Первая группа – "ботаники" – занималась с Татьяной Михайловной Копытиной, сотрудником Южно-Сибирского ботанического сада, кандидатом биологических наук, которая учила ребят не только тому, как заложить гербарий, но и видовому разнообразию цветковых растений-медоносов.
Вторая группа – "орнитологи" – отправилась на экскурсию с Виктором Юрьевичем Петровым, доцентом кафедры зоологии и физиологии, кандидатом биологических наук. Он учил школьников распознавать разные виды птиц, которые живут в окрестностях Староалейского. С восторгом дети наблюдали и слушали голоса пеночки, иволги, зимородка, чечевицы. Наблюдали, как большая синица с птенцами прилетели утолить жажду на реку Алей.
Самой многочисленной была третья группа – "энтомологи". Они изучали насекомых с Еленой Александровной Кучиной, старшим преподавателем кафедры зоологии и физиологии. Теперь мы точно знаем, что такое "морилка", энтомологический сачок и успешно освоили метод сбора насекомых, которым пользуются учёные – "метод кошения". Такого восторга у ребят давно не было: вынимать из сачка насекомых было очень увлекательно! Всё больше попадались кузнечики, саранча (кобылки) и бабочки. Мы научились делать конвертики для временного хранения коллекционных экземпляров бабочек. У водоёма попалась стрекоза с удивительным названием – красотка-девушка. А вот пойманных шмелей дети сразу выпускали, так как их численность с каждым годом на нашей территории сокращается. Самыми активными участниками оказались будущие первоклассники: Катя Солдатенко и Семён Меркулов, а также второклассница Полина Андреева.
Второй день начался с утренней орнитологической экскурсии в рощу. И снова восторг у юных натуралистов: учёные привезли с собой бинокли, и детям удалось детально рассмотреть всех встреченных птиц. После прогулки было решено отправиться на нашу подшефную территорию – в Лифляндский заказник. Пасмурная "не лётная" погода не позволила в этот день насладиться красотой бабочек, а вот цветущие растения сопровождали участников экспедиции на всём пути следования по территории заказника. Вдоль ручья увидели бобровую хатку и дамбу – целый "бобровый городок". Орнитологам посчастливилось увидеть 2 семьи журавлей красавок, занесённых в красные Книги России и Алтайского края. Молодняк только пытается вставать "на крыло", их полёт ещё не смелый, но родители всегда рядом, как могут, поддерживают и опекают своих малышей.
Очень яркой и запоминающейся для юных натуралистов стала встреча с ещё одним "краснокнижником", обитающим в заказнике – чайкой черноголовый хохотун. Не зря она получила такое название! Птицы очень громко кричали: "Ха-ха-ха!.." – и это напомнило всем смех злого героя из мультсериалов.
На заключительной линейке "юные студенты" поблагодарили за научно-исследовательскую экспедицию учёных-биологов, которые на эти несколько дней стали им наставниками, обучили основным навыкам исследовательской работы на природе, помогли определиться с новыми темами исследовательских работ и проектов, а также дали задания по сбору гербария растений-медоносов и составлению фотоколлекции редких видов растений и животных Третьяковского района.
Нужно сказать, что после отъезда учёных запал у юных исследователей не пропал, и они приступили к оттачиванию полученных навыков. Участвуя в исследовательском конкурсе программы "Усынови заказник" и Тигирекского заповедника "Живая вода", смогли наблюдать "Великое переселение лягушат". Из названия конкурса понятно, что главные объекты для исследования – водоёмы и их обитатели.
Сегодня весь мир, мы – взрослые, волнуемся из-за угрозы пандемии. Вероятно, не напрасно. А дети живут своей жизнью. Путешествия приносят чувство счастья и удовлетворения, позволяют лучше познать себя, свои умения, навыки и потребности, а также развивают кругозор и широту взглядов. Наполняют нас чувством удовлетворенности и впечатлениями на долгое время!