Обманщики используют новые схемы, не брезгуя ничем: пандемийными социальными выплатами, подменой официальных номеров банков. Как себя обезопасить и что нужно знать телеканалу "Катунь 24" рассказал Дмитрий Филипьев, доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС, к. э. н.
"Здравствуйте, заметили подозрительную активность, возможно, кто-то другой пользуется вашей банковской картой", – выражение почти крылатое. Мы знаем, как работают мошенники, но все равно попадаемся на их уловки. Они застают нас врасплох, давят на эмоции, а мы продолжаем им верить. Всегда нужно помнить, как вывести обманщиков на чистую воду.
Дмитрий Филипьев, отметил, что если вы не обращались ранее в банк, а вам звонят первыми, то уже можно предположить, что это мошенники.
"Если на вас выходят сами – то есть вы никуда не обращались, и вам поступает звонок, который в основном касается денежных средств, информации, предложения какого-то уникального продукта. Это должно вас насторожить. Второй триггер, на который мы должны обращать внимание, – это моральное давление и ускорение процесса принятия решения, то есть вам совершенно не дают времени подумать", — рассказывает эксперт Дмитрий Филипьев, доцент кафедры экономики и финансов Алтайского филиала РАНХиГС, к. э. н.
Махинации с деньгами на банковских картах – наиболее распространенный вид обмана. Чаще всего страдают люди старшего поколения: они доверчивы, не могут быстро сориентироваться и перезвонить в банк самостоятельно, проверить личный кабинет с мобильного устройства, а аферисты этим пользуются. Кроме того, на людей до сих пор действуют СМС: "Мама, переведи деньги, я попал в аварию". Или в тюрьму.
Частые схемы мы научились распознавать. Но мошенники стараются работать в ногу со временем. Относительно новая беда пришла, откуда не ждали, со стороны так называемых социальных выплат. В разгар пандемии звонят якобы сотрудники Пенсионного фонда, Роспотребнадзора и других госструктур, сообщают о положенной материальной помощи от государства и просят личную информацию – номер карты, код, пароль из СМС. Их говорить ни в коем случае нельзя. Более того, такие выплаты начисляются автоматически, никакие данные сообщать не нужно.
"Для выплаты компенсаций не только физическим лицам, но и бизнесу уже никаких данных и подтверждающих документов не нужно. Государственные органы обладают всей этой информацией. Часть есть на "Госуслугах", в Пенсионном фонде. Поэтому все пособия, компенсации начисляются автоматически", — прокомментировал такой вид мошенничества Дмитрий Филипьев.
Еще один актуальный вид атаки преступников – игры на бирже. Жертве приходит письмо по электронной почте с выгодным предложением – заработать на инвестициях. Доверчивых граждан ждут лжеброкеры. Сумма на счету начинает стремительно расти, и начинающий горе-инвестор входит в азарт. Чтобы обналичить заработок, требуют заплатить комиссию. Естественно, после ее перечисления оказывается, что никаких денег и реального счета нет и брокеров тоже.
К сожалению, доказать состав подобного преступления не так просто, ведь так называемый потерпевший зачастую сам сообщает мошенникам свои персональные данные и данные своих платежных инструментов – карт и банковского счета. Или же вообще перечисляет самостоятельно деньги на счет обманщиков. Чтобы не попасть в столь неприятную ситуацию, необходимо помнить, что официальные представители финансовых и других организаций никогда не будут запрашивать личную информацию, запугивать и торопить с принятием решения. Если вы не уверены в своем собеседнике, всегда можно перезвонить по официальному телефону службы, которую он представляет.
Алтайский край, г. Барнаул, ул. Партизанская, 187,
тел./факс +7 3852 504-272, (906) 277-61-81,
e-mail: pr@alt.ranepa.ru, alt.ranepa.ru