Этому может также способствовать переориентация мошенников, использующих новостную повестку как источник материала для "социальной инженерии", с телефона на другие каналы взаимодействия с потенциальными жертвами. Такие выводы в Ассоциации развития финансовой грамотности делают на основании сообщений финансовых волонтеров и материалов проекта "Мошеловка".
"На прошедшей неделе наблюдалось резкое снижение количества звонков телефонных мошенников. При этом в интернете, соцсетях и мессенджерах появилось огромное количество фейковых сообщений по поводу спецоперации на Украине. Вступление в силу новых законодательных норм, предусматривающих серьезное наказание за распространение недостоверной информации в отношении спецоперации, безусловно, скажется на количестве распространяемого фейкового контента. Однако поскольку в законе речь не шла о финансовой тематике, снижения числа фейков на эту тему ожидать не приходится - наоборот, возможен рост", - высказал предположение директор АРФГ Вениамин Каганов
Ранее 1 марта пресс-центр МВД России сообщил, что расположенные на Украине колл-центры распространяют объявления о призывах к противоправным деяниям. Полиция предполагает, что ранее данные центры могли заниматься телефонным мошенничеством в отношении российских граждан и другими криминальными деяниями. Это подтверждают данные "Мошеловки": количество мошеннических звонков россиянам после начала спецоперации на Украине сократилось в 10 раз, отмечают эксперты проекта. Данные получены как через саму платформу, так и от ее банков-партнеров. Наряду с этим "Мошеловка" фиксирует рост доли вредоносной рекламы в соцсетях и рассылок фишинговых ссылок— с 7-10 до 29% от общего числа сообщений, а волонтеры АРФГ сообщают о рассылках в мессенджерах и соцсетях фейков о несанкционированном списании денежных средств со счетов клиентов кредитных организаций, прекращении работы карт российских банков и прочей не соответствующей действительности информации.
"Следует ожидать, что весь креатив будет крутиться вокруг уже апробированных "заходов": ваша карта заблокирована, остановите несанкционированный перевод, спасите деньги на безопасном счете. С поправкой на текущую новостную повестку. Проще всего сделать тревожное сообщение от якобы клиента банка и разослать в мессенджерах репостом либо в соцсетях в виде скриншота. Поэтому их будет больше всего. Чуть больше усилий требует создание в фотошопе фейковых "официальных сообщений в мессенджере/аккаунте в соцсетях". Их тиражирование будет в виде "скриншота". Затем пойдут фейковые новости на проплаченных площадках и у некоторых блогеров", - говорит Каганов.
Чтобы снизить эффективность распространяемой недостоверной информации на финансовую тематику, Ассоциация развития финграмотности планирует привлечь волонтеров к анализу сообщений, распространяемых в соцсетях, мессенджерах и интернете. В настоящий момент АРФГ совместно с научными учреждениями и вузами разрабатывает методику, по которой волонтеры финграмотности будут анализировать появляющиеся в интернете сообщения. Ведется сбор материалов, анализ которых ляжет в ее основу. Уже сейчас сомнительные или явно фейковые сообщения можно прислать на специально созданную страницу на сайте АРФГ "Фейк контроль". Сообщения, экспертиза которых подтвердит высокую вероятность их заведомой недостоверности (фейковости), будут направляться в финансовые и иные организации, заинтересованные в ее получении.
АРФГ обращает внимание на необходимость воспринимать все публикуемые в интернете, соцсетях и мессенджерах сообщения с здоровым скепсисом.
Ниже приведены признаки публикаций, указывающие на возможность недостоверности содержащейся в них информации.
Сообщения, распространяемые в соцсетях и мессенджерах от имени частных лиц – клиентов банков:
- "кричащее", эмоциональное начало ("Ужас!", "Осторожно!", "Никогда не думала, что это случится со мной");
- призыв к действию. Забрать деньги, обменять валюту, посетить сайт, проставить галочку в онлайн-банке и тп. Часто – с пометкой "срочно";
- акцент на эксклюзивность информации (эксклюзивный источник либо личный опыт автора);
- апелляция к ответственности за себя и близких;
- один и тот же текст публикуется владельцами разных аккаунтов;
- использование устаревших данных, новостей и тп.
Сообщения, распространяемые под видом репоста данных официальных аккаунтов финансовых организаций:
- сообщение распространяется в виде скриншота;
- новые, ранее нигде не упоминавшиеся эксперты, должностные лица и организации;
- перегруженность финансовой терминологией;
- орфографические и пунктуационные ошибки;
- призывы к совершению конкретных финансовых операций;
- ссылки на клоны официальных сайтов (цель – подтасовка данных, DDOS-атаки и распространение вирусов).
Сообщения, распространяемые под видом новостей:
- отсутствие указания на источник информации, анонимность (настоящие анонимные источники работают только со СМИ "высшей лиги");
- отсутствие указания на дату события;
- новые, ранее не известные имена, организации;
- сенсационная подача уже известных данных;
- эмоционально окрашенная новость + цепляющая фотография, тиражирование одного и того же фото под разными заголовками;
- клоны новостей (одна и та же нерекламная новость на разных сайтах слово в слово без ссылки на оригинал).
Сообщения, распространяемые в соцсетях и мессенджерах от имени аналитиков, консультантов:
- непрофессионально эмоциональное отношение автора площадки к действиям российских органов государственной власти и должностных лиц;
- высокая по сравнению с обычной для этого автора эмоциональность текста;
- указание на эксклюзивность информации (эксклюзивный источник либо личный опыт автора);
- призыв к срочному действию: посетить, забрать деньги, обменять валюту, а также репостить сообщение, "привести друга" и тп. Часто – с пометкой "срочно";
- один и тот же текст публикуется владельцами разных аккаунтов;
- сенсационная подача уже известных данных;
- обещание "волшебной таблетки", возможности решить проблему "в один клик".
Будьте бдительны!
Ваши вопросы или предложения по борьбе с "фейками" в финансовой сфере направляйте по электронной почте mr@fincubator.ru.