Алтайские производители комплектующих к готовой продукции, которую изготавливают другие предприятия страны, имеют наибольшие шансы включиться в процесс импортозамещения, считает министр промышленности края Вячеслав Химочка.
Отвечая на вопрос "Толка" на интернет-конференции 15 марта, он рассказал, что особенность алтайской промышленности состоит в том, что предприятия изготавливают мало готовой продукции, они скорее встроены в производственные цепочки.
Например, "Трансмаш" выпускает двигатели, а не готовую технику, АЗПИ – топливные системы для машин, "Нортек" – шины, завод АТИ – колодки и т. д.
Слова министра подтверждают примеры из практики. Так, руководитель компании "Зиас Машинери" Константин Денисенко на круглом столе 11 марта рассказывал, что к нему обращались уже несколько партнеров с просьбой заместить импортные комплектующие. Однако мощности предприятия не позволяют пока удовлетворить такие просьбы.
Также "КамАЗ" заявил, что с марта автомобили всего модельного ряда К3 будут производиться в комплектации с топливной аппаратурой АЗПИ, писали "Известия". Алтайский завод уже давно сотрудничает с автоконцерном, и глава предприятия Виктор Герман заявлял, что планы заместить аппаратуру Bosch на "КамАЗе" есть.
Кстати, именно Герман был одним из тех, кто еще год назад, во время визита на Алтай премьер-министра Михаила Мишустина, говорил, что промышленникам России необходимо делать ставку на производстве высокотехнологичных компонентов, чтобы конкурировать с зарубежными поставщиками.
В 2021 году АЗПИ увеличил продажи более чем на 30%, а объемы производства – на 22%, в том числе за счет отгрузок для "КамАЗа" – на 48%.
Однако сейчас, подчеркнул Вячеслав Химочка, пока нет полных исходных данных, которые бы позволили сделать детальные прогнозы относительно увеличения производства и роста объема поставок с точки зрения импортозамещения.
"Геополитическая ситуация, из-за которой принимаются решения, меняется. Также поэтапно вводятся меры поддержки федерального уровня, которые также дадут стимул развитию не только отдельным предприятиям, но и целым отраслям", – резюмировал он.
Кроме того, важным фактором в вопросе импортозамещения со стороны алтайских заводов может стать их собственная зависимость от поставок из-за рубежа. Тот же Химочка ранее заявлял о том, что около 35-40% из работающих на заводах станков – импортные. Они требуют, во-первых, запчастей, во-вторых, сопровождения, в том числе программного обеспечения. Также импортными являются многие ингредиенты или комплектующие, используемые в производстве.