Узоры моей бабушки
"Вышивайте – и ваша жизнь чуть-чуть изменится!"
Мордовское народное искусство уникально и не похоже ни на русское, ни на татарское, хотя на протяжении столетий развивалось вместе с ними. Особое место в нем занимает национальный костюм. Этнограф и историк Иван Смирнов сравнивал его оформление с верхней одеждой византийских императоров.
Вышивка – это увлекательный мир, завораживающий своими возможностями для реализации самых ярких и причудливых фантазий, притягивающий искусным переплетением разноцветных нитей. Кто бы мог подумать, что с помощью таких простых вещей, как игла, набор ниток, ткань, схема с "загадочными", для непосвящённых , значками и карты цветов можно создать истинный шедевр, соперничающий с работами маслом.
Вышивка — это не только приятное времяпрепровождение, но и тонкая, ручная работа, а также душа мастера, которую он вложил в свою работу. Мы познакомились именно с такими мастерами.
Традиции мордовской вышивки, которые столетиями передавались в деревнях от матери к дочери, продолжают участники кружка "Бабазень арзяняц". Кружок работает при Старотеризморгском Центре национальной культуры.
28 марта по просьбе участников кружка на встречу пришли вышивальщицы-мастерицы Ямашкина Е.П. и Бакаева В.И., бывшие сотрудники Центра. Целью приятной встречи стали: исследование орнаментов мужской и женской мордовской рубашки и, конечно же, мастер-классы от рукодельниц. Эти женщины знают, что такое вышивка и зачем она нужна.
Детям было интересно узнать не только о вышивке, но и о том, как Екатерина Петровна и Валентина Ивановна научились так красиво вышивать.
Стоит отметить, что мастерицы не только опытные вышивальщицы, но и прекрасные рассказчицы.
-Екатерина Петровна, скажите, пожалуйста, как Вас увлекло рукоделие? Ваша первая встреча с вышивкой?
-Мои старшие сёстры умели вышивать. Мне очень хотелось тоже научиться. Пока сестёр не было дома, я брала их работу и вышивала, как могла. Представляете, что происходило после того, как сёстры видели моё искусство! Тане и Анне стало меня жалко и хватило им терпения меня научить. Я была прилежной ученицей и научилась мордовской вышивке. Хотелось отметить то, что в моём детстве электричества не было. Все вышивали при свете керосиновой лампы.
В центре национальной культуры проработала 12 лет. По сегодняшний день являюсь участницей хора.
-Валентина Ивановна, а Вы помните свою первую работу?
-Сейчас вам, ребята, хорошо. У вас кружки, где многому учат. В моём детстве кружков не было, и мы собирались в одном доме и учили друг друга вышивке. Я начала сразу с нелёгкой вышивки - мордовской рубашки. Узоры на рубашке вышивала крестиком потому, что понять, как выполняется мордовский орнамент, без учителя, самой было трудно. За помощью я обращалась к сельским женщинам. Они мне не отказывали, за что им большое спасибо. Благодаря упорству и настойчивости, я усвоила вышивку. Вышивала нитками "мулине", их покупали в магазине. Моя работа связана была с вышивкой. В национальном центре я проработала 22 года.
- Скажите, а какой материал Вы использовали для вышивки рубах?
-Материал ткали на станке, который вы увидите только в музее. Раньше такие станки были в каждом доме. Ткань белили. Таких разнообразных отбеливателей не было. Материал для отбеливания стелили на снег в морозную погоду. Нитки красили отварами берёзовых листьев, череды, корня подморейника.
- Валентина Ивановна, чем отличается мордовская вышивка от других видов вышивок?
-Рубашка богато вышита шерстяными нитками. Основные тона- красный кирпичного оттенка и чёрный. Чёрными нитками вышиты контуры узора, идущие по швам продольные полосы (кувалмот), а также мелкие детали. Широкая вышивка, которая спускается с плеча вдоль рукава, называется –ожа ки, на плече- лафту, а на конце рукава –кядь ланга пе. Вышивка, расположенная вокруг подола, носила название –алгат, а вокруг разреза спереди – урмаць. Вышитые треугольники, которые расположены на подоле сзади, назывались гусиные лапы (маци пильгт), а вышивка на подоле спереди по обеим сторонам –пацянят.
Для ребят эти слова ничего бы не означали, если бы Валентина Ивановна не показывала всё на рубашке. Вопросы следовали один за другим. Интерес ребят повышался с каждой минутой рассказа.
Екатерина Петровна рассказала о мужской рубашке. Внимания со стороны детей было не меньше.
- Повседневная мужская рубашка шилась из небелёного более грубого холста. На спине имела подкладку, ткань , сшитую в два слоя. Как вы, ребята, думаете, для чего это делалось?
Ребята вспомнили уроки по "Окружающему миру". Мужчины выполняли тяжёлую работу, одежда изнашивалась раньше всего на спине, поэтому шили в два слоя.
Екатерина Петровна похвалила детей и продолжила увлекательный рассказ.
-Вышивка на мужских рубахах была более простой, чем на женских. В большинстве случаев вышиты были чёрными нитками. Вы понимаете почему? Конечно, женщине надо быть красивой, поэтому узоры ярче.Узоры представляли собой геометрические фигуры: ромбы, кресты, квадраты. Носили рубахи всегда навыпуск и подпоясывали домотканым узким пояском.
Мужская рубаха тоже была показана детям. Техника вышивки - косой стежок. Рассматривали швы, они были двусторонние. Рубашки назывались – косоворотки. Старые люди говорили, что шили косой ворот для того, чтобы при работе не выпадал нательный крестик.
Дети поблагодарили гостей и пожелали встретиться ещё не один раз. Тёплая беседа продолжилась за чаепитием.
Искренние пожелания выразили мастерицы – наши гости.
– Вышивать нужно обязательно. Во-первых, это успокаивает в нашей совершенно сумасшедшей жизни. Вышивайте, и ваша жизнь станет спокойнее и гораздо красивее. Мы все такие замороченные, насмотримся ужасных новостей по телевизору, плохо спим, ссоримся… Вышивайте – и ваша жизнь чуть-чуть изменится! То, что выходит у вас из рук, сохраняет ваше тепло. Оно фактически сохраняет вас. Это важно.
Сотрудники Центра сердечно благодарят своих коллег за столь непростой и увлекательный мастер-класс. Мы знаем, пока есть такие люди, которые творят чудо своими руками, мир если и изменится, то только к лучшему.
А. ЦЫГАНОВА,
руководитель детского кружка
"Бабазень арзяняц".