Версия для слабовидящих |
12+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Старошайговского района Республики Мордовии

431540, Республика Мордовия, Старошайговский район, с. Старое Шайгово, ул. Кирова, д. 2
телефон: +7(83432) 2-11-70
e-mail: trpravda@moris.ru

Помнить! Забыть нельзя!

Василий Матвеевич Муругов – доктор физико-математических наук, лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, теперь уже бывший начальник отдела Российского Федерального Ядерного Центра.

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Помнить! Забыть нельзя!

В Старом Шайгове нужен районный музей

Буквально на днях в редакцию обратилась племянница уроженца села Мельцаны Василия Матвеевича Муругова с просьбой от дяди уточнить у редактора Чудаева даты рождений и смерти трех сестер Трубкиных: Елены, Варвары, Марии. Он должен знать. К сожалению, и он не все знает. Но выполнить просьбу такого человека – это большая и особая честь для каждого. Василий Матвеевич Муругов, без преувеличения, один из самых, а может быть и самый, выдающийся наш земляк. Он – доктор физико-математических наук, лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, теперь уже бывший начальник отдела Российского Федерального Ядерного Центра.

Лично мне так и не удалось встретиться с Василием Матвеевичем. Главным образом связь с ним поддерживал через покойную ныне Галину Степановну Вахромееву. Особенно при подготовке книги "Живи и здравствуй, край Старошайговский". В 2005 году по моей просьбе В.М. Муругов прислал Галине Степановне свои воспоминания, размышления, которые она передала мне, и которые были опубликованы в книге под заголовком "Путь ученого". Сегодня мы решили перепечатать этот материал в районной газете по той простой причине, что книга была издана небольшим тиражом, и многие наши жители просто не видели ее.

При чтении материала "Путь ученого" обратите внимание, что повествование с первых строк начинается с упоминания имени директора Мельцанской школы Елены Дмитриевны Трубкиной и заканчивается ею же. В своей статье он вновь и вновь возвращается к ее образу: "Она не только ввела меня в стены школы, но и научила работать над собой, быть не только отличником в учебе, но и человеком полезным для общества, разумно сочетающим личную целеустремленность с интересами коллектива, с которыми работаешь над общей задачей".

К чему я веду весь этот разговор? Перед Святой Троицей Василий Матвеевич побывал на своей малой родине – Мельцанах. Приехал скромно, тихо, без какой либо помпезности. Посетил на местном кладбище могилки родных. После направился к могилкам трех сестер Трубкиных: Елены, Варвары, Марии. Все трое работали в свое время в Мельцанской школе, а Варвара Дмитриевна в 1949 году была удостоена звания заслуженного учителя школы Мордовии. Практически безымянные могилки: ни даты рождений, ни даты смерти… Только покосившиеся кресты. Потом уже в Старом Шайгове, куда он заехал к своей племяннице, попросил уточнить вот эти даты с намерением поставить на могилы рядом покоящихся сестер небольшой памятник.

Выводов из этой истории делать не буду. Просто скажу, что выдающимся может стать только человек чести, совести, благородства,такой, каким является Василий Матвеевич.

Человеческая жизнь очень коротка, память еще короче. Кто сейчас скажет, сколько их, и кто они герои войны, и не только Великой Отечественной, но и Афганской, Чеченской… Уже в наше мирное время они сражались с оружием в руках, отстаивая интересы нашей великой страны. Многие за свои подвиги были награждены орденами и медалями, многих уже нет. Кто о них сегодня знает?! Еще меньше знаем о героях труда.

Придет время и все равно нам придется, но уже по крупицам, собирать всю историю района. И чем это раньше произойдет, тем лучше. Мы, наши дети, внуки, правнуки должны знать о таких выдающихся земляках, как Василий Матвеевич Муругов, Елена Дмитриевна Трубкина, капитан III ранга Александр Черняев. И еще сотнях и сотнях других наших людей.

Чтобы собрать все это воедино, соединить духовные узы поколений нам сегодня нужен, наконец, свой районный музей. Мы сегодня, пожалуй, один из единственных в Мордовии районов, кто его не имеет. Почти всю свою жизнь пытался создать его покойный преподаватель истории СПТУ – 5 Виктор Петрович Трифонов. Тогда это ему не удалось. Сегодня мы должны исправить ошибку.

Федор ЧУДАЕВ.

Путь ученого

Наш собеседник — доктор физико-математических наук, лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный деятель науки РФ, уроженец с. Мельцаны Василий Матвеевич МУРУГОВ

В 2004 году Мельцанской средней школе было присвоено имя первого ее директора Елены Дмитриевны Трубкиной.

С 1 января 1910 года по 10 мая 1955 года, более 45 лет, она бессменно возглавляла Мельцанскую школу. За многолетний и добросовестный труд, огромный вклад в развитие народного образования в 1939 году Е.Д. Трубкина была награждена орденом Трудового Красного Знамени, который ей вручал в Кремле Всесоюзный староста М.И. Калинин, в 1949 году она была удостоена ордена Ленина.

Среди ее воспитанников много знатных и известных людей: бывший проректор Мордовского госуниверситета имени Н.П. Огарева, профессор В. П. Демидов, преподаватель Высшего военного училища В. А. Ушаков, военный летчик И. И. Ушаков, подполковник в отставке В. В. Демидов и многие другие.

Особая гордость и слава Мельцан — выпускник 1953 года, золотой медалист, доктор физико-математических наук, лауреат Государственной премии СССР, заслуженный деятель науки Российской Федерации, начальник отдела Российского Федерального Ядерного Центра Василий Матвеевич МУРУГОВ.

Я попросил его поделиться воспоминаниями о школьных годах, директоре Е. Д. Трубкиной, о себе, времени.

И вот что он рассказал:

"Елена Дмитриевна Трубкина — личность легендарная для жителей Мельцан старшего поколения, потому что население села и окружающих деревень получили образование в школе, где более 45 лет она была неизменным директором, щедро отдавая им свои знания, душу и здоровье в самые тяжелые годы жизни страны и народа.

Моя первая встреча с ней произошла при необычных обстоятельствах. Наступило первое сентября 1943 года, только что прозвенел первый звонок, и ученики разошлись по своим классам, я вслед за первоклашками — в свой.

Известно, что 1943 год был переломным годом в Великой Отечественной войне, только что отгремели бои на Курской дуге. Всем казалось, что еще немного усилий со стороны народа, и враг будет разбит. Любимая игра детворы тех лет — игра в войну. Роли военачальников уже давно были распределены между собой "уличным братством". Мне досталась роль маршала А.М. Василевского, не знаю почему, но было так.

Забегая далеко вперед, могу сказать, что его (моего кумира) я встретил в октябре 1961 г. на Семипалатинском полигоне, на испытании очередного ядерного заряда, и даже отвечал на его вопросы по моей работе. Превратности судьбы?! Надо сказать, что он произвел на меня большое впечатление.

Однако вернемся в 1943 год. К большому моему огорчению, в первый класс, по молодости лет, я не был принят. Со слезами на глазах ушел в дальний угол школьного сада (около тополей), чтобы дать волю своему горю.

...Еще год ждать, а там ведь и война-то кончится без меня. Слезы, слезы и рыдания...

Там-то у тополей меня встретила Елена Дмитриевна, взяв за руку, привела в учительскую, подарила карандаш (большая ценность в те годы), душевно поговорила со мной и дала слово, что на будущий год меня обязательно примут в первый класс, уж за этим она проследит сама.

В семейных, сельских, трудовых заботах прошел 1943 год. С чувством некоторого опасения встал в ряды первоклассников в 1944 году (мало ли что еще "выкинут" эти учителя). Елена Дмитриевна подошла ко мне, напомнила о своем обещании зачислить в школу, пожелала хорошей учебы.

Моей первой учительницей была Ольга Павловна Бурмистрова, которую я воспринял всей душой, страждущей новых знаний, и она, не считаясь со временем, передавала нам их, за что я был благодарен ей всю жизнь.

Учеба в школе мне давалась легко. Несмотря на свою огромную занятость учебными и хозяйственными делами в школе, Елена Дмитриевна заходила к нам иногда домой, чтобы утешить маму и нас, четверых братьев, в постигшем горе, гибели папы на войне, и подбодрить в учебе.

Вспоминаю учебу в 1-4 классах как увлекательное путешествие в мир знаний, пределы которого ограничивались рамками войны, возможностями школы (без книг, тетрадей, холод в классах).

Поэтому беседы с учителями об учебе все чаще стали заканчиваться обсуждением вопросов: как жить после войны и куда пойти учиться?

С учебой по-прежнему справлялся успешно (отличник), но не любил общественную работу. Имел на эту тему несколько бесед с Еленой Дмитриевной. Мудрый человек, она и на этот раз нашла аргументированные доводы ошибочности моей точки зрения: "Твой кумир — А.М. Василевский, будущая твоя работа — армия, а в ней — миллионы людей. Как же ты будешь служить в ней, не имея навыков общественной работы?" Задумался на эту тему в школе, продолжал думать об этом, работая на производстве. В итоге, во многом пересмотрел свои взгляды на нее, но "исправляюсь" до сих пор.

Много неприятностей Елене Дмитриевне доставляли наши шалости с "политической" окраской. Вспоминаются выборы в Верховный Совет СССР в 1950 году. На фронтоне клуба - портреты вождей. Восхищенный этим зрелищем, вбегает в класс мой товарищ с воплем: "Вы тут сидите, а там уже повесили Ленина со Сталиным и Маркса с Энгельсом".

Этого было достаточно, чтобы вечером того же дня Елена Дмитриевна давала в РК ВКП (б) очередное обещание повысить уровень полит.-воспитательной работы в школе, а мать ученика имела беседу в отделении НКВД.

Елена Дмитриевна провела с нами классную беседу на эту тему с напутствием: "Прежде чем высказать мысль, подумай о ее последствиях".

После окончания седьмого класса общение с Еленой Дмитриевной стало более многоплановым: имел разрешение иногда брать ключи от физического кабинета и ставить там опыты (с доброго согласия В.С. Додонова), имел доступ и к Большой Советской Энциклопедии и семейной библиотеке, продолжалось обсуждение вопроса "кем быть" после окончания школы.

То, что отличник по всем предметам — это хорошо, но пора же выбирать профилирующие дисциплины и изучать их более глубоко. Но как это сделать в то время, когда было 2-3 учебника на 25 учеников, а дополнительной литературы не существовало — страна-то лежала в руинах и развалинах, а народ все отдавал во имя победы.

Старшие друзья и товарищи посоветовали: решай задачи не только за свой седьмой класс, но и за наши 8 и 9 классы. Попробовал, стало получаться. Об этом узнала Елена Дмитриевна и категорически восстала против этого новаторства.

Мне был дан совет: не забегай вперед программы своего класса, лучше научись решать одну и ту же задачу разными способами. Разумный совет был принят, а старшим друзьям пришлось решать свои задачи в поте лица своего.

К десятому классу вопрос о выборе будущей профессии встал со всей остротой. Вняв советам Елены Дмитриевны и Варвары Дмитриевны, сосредоточился на более глубоком изучении школьной программы обучения своего класса. Помнится, что все оценки по всем предметам имели высший балл, а сочинения по литературе отсылались в институт усовершенствования учителей (как образцовые).

В диспутах с Еленой Дмитриевной решился наконец-то вопрос о продолжении учебы в Высшем военно-морском училище в Петродворце. Доводы: хорошая специальность, полное государственное обеспечение, морская форма, к тому же там учился бывший выпускник нашей школы, первый серебряный медалист Спиридонов Н. Я.

Но судьба распорядилась по-другому. Не стал я курсантом и моряком, а стал год спустя студентом Горьковского политехнического института и радиоинженером после его окончания. Причина краха моих грез о море — в присуждении мне золотой медали.

Как раз в те дни, когда в военно-морских училищах уже шли приемные экзамены, мой "золотой аттестат зрелости" проходил очередное утверждение в "недрах" Наркомпроса.

Таким образом, студенческая жизнь началась у меня год спустя после окончания средней школы (общая потеря в жизни 2 года: год — до первого класса, еще один — после десятого). Жить только на стипендию, жить в общежитии при большой учебной нагрузке было тяжело, но интересно. Да и время было знаменательное в те годы.

Страна недавно взорвала атомную бомбу, впервые в мире запустила в космос искусственный спутник земли, ковался ракетно-ядерный щит. Дух захватывало от будущего участия в этих работах.

Считаю большим счастьем, что после окончания ВУЗа был отобран госкомиссией для работы в Шатках (Арзамасе-75, Кремлеве, Сарове — все одно и тоже) в организацию, которая сейчас имеет открытое название — Российский Федеральный Ядерный Центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ).

Но вернемся к Елене Дмитриевне.

Каждое лето я приезжал на каникулы в родные Мельцаны к маме — надо же ей помочь по хозяйству, которое нуждалось в мужских руках. А фронт работ там необъятный.

При посещении Мельцан у меня установилась традиция, что в первый вечер я шел к Трубкиным, садились на крыльцо и вели долгие разговоры вплоть до полуночи. Обсуждались там вопросы о грядущей научно-технической революции, о русской литературе ("официальной" и "закрытой"), об общественно-политических событиях ("культ личности", "хрущевская оттепель", "брежневский застой") и т.д.

Вопросы, связанные с моей работой, обходились стороной так же, как и причина длительных командировок в разные страны, хотя какие-то слухи о моей работе доходили до Мельцан косвенным путем, ведь расстояние от села до Сарова всего около 170 км.

Из краткого изложения эволюции моих взаимоотношений с Еленой Дмитриевной видна ее определяющая роль в моем воспитании. Она не только ввела меня в стены школы, но и научила работать над собой, быть не только отличником в учебе, но и человеком полезным для общества, разумно сочетающим личную целеустремленность с интересами коллектива, с которым работаешь над общей задачей.

У меня сложилось мнение, что Елена Дмитриевна воспитала нас не столько в духе сурового времени, сколько в духе раскрепощенности и уважения только к одному — заслугам в труде. Поэтому она пользовалась полным доверием учеников и родителей, связь с последними она не теряла и после выхода на пенсию. Поражаюсь, откуда у нее хватало сил в те годы для чтения лекций дояркам на животноводческой ферме, механизаторам — на полевом стане.

Исключительная доброжелательность и уважение ко всем людям, поразительная работоспособность, энциклопедичность знаний, которыми щедро делилась со всеми — все это осталось навечно в памяти ее учеников и их детей (знаю по своей семье).

Мне посчастливилось все годы работать в замечательном коллективе ученых, составляющих цвет советской науки, который решал важнейшие государственные дела. Общаясь на равных с учеными лучших отечественных и зарубежных научно-исследовательских лабораторий, я всегда благодарил родную школу и ее директора Е. Д. Трубкину за те знания, которые они вложили в наши головы и за умение находить свое место в работе, какой бы сложной она ни была.

К большому сожалению, Россия в очередной раз переживает не лучшие времена.

В качестве утешения всех нас приведу слова нашего великого поэта А.С. Пушкина:

"Дай бог, чтоб милостию неба

Рассудок на Руси воскрес;

Он что-то, кажется, исчез".

Будем надеяться на лучшее будущее, ведь из всех испытаний Россия всегда выходила более сильной державой".

Апрель, 2005.

Автор: Ф. Чудаев

По этой теме: В.М. Муругов

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 522

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика