Такие проекты бывают раз в 100 лет
Володя Шишканов из Старого Шайгова стал одним из первых участников стройки
века – строительства моста через Керченский пролив. Его строили 15 тысяч человек. Со всей России. Потомственные строители, энтузиасты и романтики.
25 декабря 2019 года первый пассажирский поезд пересек Керченский пролив. А за новогодне-рождественские праздники двухэтажные "Таври" из Москвы и Петербурга перевезли 11 тысяч человек.
Двухпутная железная дорога проходит по самому длинному в Европе мосту протяженностью 19 км (в том числе 7 – над морем). Четыре года 15 тысяч специалистов со всей России – от совсем молодых до 70 – летних – возводили сложнейшее сооружение, чтобы поезд мог преодолеть пролив за 15 минут.
О значении стройки века еще напишут историки и политологи. А фраза "они строили Крымский мост" уже сегодня звучит так же гордо, как когда-то "они строили БАМ". И только наивный обыватель способен думать: какое счастье – работать "на море".
Счастье – участвовать в масштабном всероссийском проекте. Условия-то были совсем не курортные. Один лишь факт: 10 тысяч часов стройка века вынуждена была стоять – скорость ветра достигала 25 м/с. Но как только он немного стихал, люди снова выходили "в море". Чтобы успеть сдать работу в срок.
18 декабря 2019 г. акт о приемке в эксплуатацию железнодорожного моста через Керченский пролив был подписан. Закончилась последняя вахтовая смена, и многие строители смогли наконец встретить праздники дома, с семьей. В 2020 – м их ждут новые объекты. Но для большинства самым значимым и любимым наверняка останется Крымский мост. Такие проекты бывают раз в сто лет.
У родителей было пятеро детей. Мама Нина Трофимовна трудилась на разных работах в местном колхозе "Россия", отец Николай Алексеевич всю жизнь – более 40 лет – бессменно водителем тогда еще в Старошайговской районной Сельхозтехнике. Все пятеро стали настоящими людьми. И в этом нет ничего удивительного. Во все времена только такие большие и дружные крестьянские семьи были способны дать настоящих патриотов своей Родины, которые и Отчизну защищают, лечат и учат детей, участвуют в великой стройке России.
В 2002 году Володя решил покорить Москву. Не на подмостках сцены, а за рулём автомобиля. В "Мостресте", учитывая его опыт, определили его сразу водителем тяжелых машин по перевозке сложнейших негабаритных грузов. С заданиями всегда справлялся на отлично. Поэтому не было никакой случайности в том, что в 2015 году при формировании группы водителей на строительство моста через Керченский пролив его кандидатура была названа одной из первых.
А теперь фрагменты из того интервью, который Володя дал нашему корреспонденту в начале 2017 года.
- Володя, о строительстве моста через Керченский пролив много говорят в мировых, федеральных средствах массовой информации, данная тема постоянно на экранах всех каналов телевидения.
Ты один из первых, который не просто свидетель, а непосредственный участник главной стройки страны. Нам, твоим землякам, трудно представить масштабы стройки. На твой взгляд, это действительно грандиозный проект за всю историю новой России, как утверждают СМИ?
- Могу сказать с полной уверенностью, это действительно грандиозный проект. Мост через Керченский пролив длиной в 19 метров – совмещенный (автомобильный и железнодорожный), который соединит полуостров Крым в районе города Керчь с Таманским полуостровом в Краснодарском крае – это великая стройка.
- Говорят, что идея соединить Краснодарский край с Крымом появилась задолго до воссоединения полуострова с Россией. Ты что-нибудь слышал об этом?
- Да, конечно. Данный проект Москва неоднократно обсуждала с Киевом еще в 2000-х годах. Наконец-то в 2008 году даже договорились о совместном строительстве транспортного перехода на полуостров. Однако реализация проекта тогда так и не началась. После же вхождения Крыма в состав РФ в марте 2014 года на первое место вышла проблема отсутствия прямого сообщения с Россией. По суше до Крыма можно добраться только через Украину, которая почти уже 3 года препятствует проезду на территорию полуострова. Вот и вся предыстория стройки.
- Прежде чем спросить, какую работу выполняешь на стройке непосредственно ты, хотелось бы узнать, сколько людей, техники трудится на строительстве моста?
- Тысячи. Это главная ценность стройки века. Работа на строительстве моста продолжается круглосуточно – одна смена сменяет другую.
- Можно ли создать для такого количества людей необходимые жилищно-бытовые условия?
- Живём в Тамани в специальных городках, построенных непосредственно для участников стройки. Хорошо организованы бытовые условия, питание. Короче, сделано все, чтобы люди трудились высокопроизводительно.
- Во время строительства моста учитываются ли погодные условия?
- Обязательно. В связи с неблагоприятными погодными условиями (сильные ветры и штормы, а также напор льдов зимой) работы временно прекращаются.
- Ну, а теперь о том, какую работу в этом многотысячном коллективе выполняет наш земляк Владимир Шишканов?
- Не поверите, самую что ни на есть ответственную. Наша небольшая группа на двух большегрузных машинах доставляет на морской участок сваи фундаментов опор моста через Керченский пролив. Начало их установки в марте 2016 года как бы символизировало собой и начало осуществления грандиозного моста.
- Давайте уточним: сваи какой длины?
- В основном - 50 метров в длину и объемом 1,6 метра. В каждый рейс одна машина доставляет по две трубы.
- Это возможно?
- Оказывается, возможно, но при условии очень высокого мастерства водителя, опыта и, конечно, ответственности. Перевозка груза осуществляется с непременным сопровождением легковых автомобилей технической безопасности.
- Можно ли осуществлять перевозку таких габаритных грузов по местным автодорогам?
- Конечно, нельзя. Поэтому в августе на Таманском полуострове полностью введена в строй технологическая дорога с твердым покрытием длиной около 50 км. Она и обеспечивает подъезд к стройке на море без задействования местных дорог.
- Как я понимаю, эта дорога построена параллельно со строящимся главным мостом. Будет ли она функционировать и после завершения стройки?
- Нет. Дорога эта временная, предназначена исключительно для грузового транспорта и будет использоваться только на время строительства моста и подходов к нему. Кстати, по этой дороге я доставлял не только трубы, но и самый большой на стройке кран для разгрузки свай.
- Доверили, наверное, выполнить такое сложное задание как самому опытному?
- Наверное. Похвалюсь еще тем, что с 2015 года я подготовил семь стажеров, которые сегодня способны перевозить габаритные грузы на тяжелой технике.
- Володя, как думаешь, реальны ли сегодня сроки сдачи в строй в декабре 2018 автомобильной части моста, а в 2019 – железнодорожной?
Вопрос, конечно, не ко мне, но отвечу так: я в этом уверен. Мы все ощущаем колоссальную ответственность. Не за деньгами приехали, не за романтикой, мы приехали по зову сердца приумножать мощь нашей России.
ВМЕСТО
ПОСЛЕСЛОВИЯ
В боях с немецко-фашистскими захватчиками минометчик Трофим Сарайкин, дед Володи Шишканова, 12 декабря 1941 года в бою за деревню Призначное лично уничтожил 18 гитлеровцев. На следующий день, отражая атаку более 400 немцев, уничтожил 20 гитлеровских захватчиков. Награжден орденом Красной звезды. Это очень высокая награда для рядового солдата, особенно в первые месяцы войны.
Дед пропал без вести, а награда нашла героя только через 67 лет.
По свидетельству леткинского земляка, воевавшего с ним в одном подразделении, последний раз он видел Трофима в 1943 году под Харьковом…
- Может, и находится его могилка неподалеку от того моста, где я сегодня работаю, - говорит Володя.
Дед и внук – герои войны и труда. Один защищал Родину, другой укрепляет сегодня ее мощь.
Фёдор ЧУДАЕВ.