В Калужской губернии канун Богоявления назывался иногда "свечками", так как в этот день после вечерни, когда совершается водосвятие, женщины ставили к сосуду, в котором освящается вода, перевитые лентами или цветными нитками свечи. Этот день все проводили в строжайшем посте (даже дети и подростки старались не есть "до звезды"), а во время вечерни храмы обыкновенно не могли
вместить всей массы молящихся.
По возвращении с водосвятия каждый с благоговением отпивал несколько глотков из принесенной посудины, а затем брал из-за иконы священную вербу и кропил святой водой дом, пристройки и всё имущество в полной уверенности, что это предохраняет от беды и напасти. В некоторых губерниях считалось за правило вливать святую воду в колодцы.
Священное значение приписывалось не только воде, освященной в церкви, но и просто речной, которая в канун Крещения получает особую силу. По народному представлению, в ночь с 18 на 19 января в реке купается сам Иисус Христос – поэтому во всех речках и озерах вода "колышется", и чтобы заметить это чудесное явление, необходимо только прийти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока "пройдёт волна" (признак того, что Христос погрузился в воду).
В день Крещения, лишь только ударит колокол к заутрене, начиналось движение: благочестивые люди спешили зажечь вязанки соломы перед избами (для того чтобы Иисус Христос, крестившийся в Иордане, мог погреться у огня), а особые мастера-любители, испросив благословение у священника, хлопотали на реке, устраивая иордань (прорубь для крещения). И стар, и млад – все спешили к иордани. Помолиться, испить освященной воды и омыть ею лицо. Многие даже купались в проруби, памятуя, что в освященной воде человек не может простудиться.
С праздником Крещения Господня связано немало поверий. Так, например, если кто крещен в этот отверзающий небеса над землею день, то быть ему счастливейшим человеком. Добрым предзнаменованием считалось, если устраивалось в этот день сватовство. В мире да согласии пройдет жизнь новобрачной четы.