Есть люди, которые не просто проживают отпущенное им время, а преображают его. Созидатели. Одержимые, страстные. Наделенные великим (и невероятно трудным!) даром любви к делу, которому служат, и людям. Это я про династию Чубко-Парфёновых. А еще точнее – про это созвездие учителей. Как светили десятилетия назад, так и продолжают многим освещать жизнь сегодня.
А начнем с Александра Николаевича Парфёнова. Не с педагога, если брать за основу образование, но по жизни – воспитателя, организатора. Он наш, местный. Родился в 1918 году в деревне Косая Гора Беляевского сельсовета. В 1939 году призвали в Красную армию и направили (уж очень острый умом и хваткий был!) в Киевское артиллерийское училище. А тут война. В 1942 году молодой лейтенант защищал Ленинград. Четырежды был ранен. После пятого, самого серьезного, был комиссован и вернулся домой.
Без ступней ног, инвалид, но дух-то не сломлен! Пошел работать в среднюю школу… военруком. Как там у Николая Тихонова: "Гвозди бы делать из этих людей!..".
Но всего год только и позанимался с ребятами. Партия направила на работу в потребсоюз. Именно он, Александр Николаевич Парфёнов, стал организатором общественного питания (столовых, буфетов) в районе. А вскоре его избрали председателем сельпо и артели инвалидов (была такая в Юхнове). Всех, кого покалечила война, к делу пристроил. Его же самого забрали на очередную руководящую работу – в райисполком.
В 1957 году у кавалера ордена Красной Звезды началась новая глава жизни – полиграфическая. Типографское дело особое, но разобрался быстро. И именно при нем отказались от ручного набора текстов. Приобрели два линотипа (строкоотливные машины), а следом – гравировальную. В газете наконец-то появились свои фотографии.
Но что техника, даже по тем временам самая современная, без людей? Александр Николаевич выпестовал (именно так!) коллектив профессионалов. Работники типографии ударно трудились и на своем производстве, и в колхозе "Красная звезда", где за ними было закреплено 20 гектаров гороха и пять – картофеля, а летом был солидный план по заготовке сена. Сам Александр Николаевич был еще и членом обкома профсоюза работников культуры, и депутатом городского Совета. Не числился (подчеркнем это!), а активно действовал, выполнял наказы избирателей, добивался справедливости.
Сутками был в делах и заботах. И сгорел… в 50 лет.
Звезда по имени Аграфена
Аграфена Михайловна Чубко и Александр Николаевич Парфёнов, как говорится, войною повенчаны. Встретились под Старой Руссой. Здесь девчонка из Сибири и боевое крещение получила, и нашла свою любовь. Первую и единственную.
Оба воевали в составе 147-й отдельной курсантской бригады Северо-Западного фронта 34-й армии.
И жизнь для обоих заиграла новыми красками. Ни бомбежки, ни атаки зачернить ее были не в силах.
В 1943 году Аграфена Михайловна возвратилась на родину в Новосибирскую область. Там она еще до ухода добровольцем на фронт после семилетки и педучилища работала учителем в школе. А на этот раз пришлось вести работу с политработу… с заключенными. У девушки с характером и это получалось.
В семейном архиве хранится грамота Управления отдела Госбезопасности "за отличные производственные показатели".
В 1944 году Аграфена Михайловна по вызову мужа отправилась в незнакомый ей город. С того времени роднее его для нее не будет. Она была очарована Юхновом, а он покорен ее обворожительной улыбкой. И уже не только для Александра Николаевича, для всех юхновчан засияла звезда по имени Аграфена. Лучистые глаза, царственная осанка. А какое чувство собственного достоинства! Сразу видна порода. Казалось бы, откуда, ведь из бедной крестьянской семьи. Но она же из Сибири-матушки!
Аграфена Михайловна просто пылала любовью к детям. Ради них, чтобы, как говорила, "идти вровень со временем", окончила педагогический институт, хотя за плечами уже было среднее специальное образование, накоплен солидный опыт…
Была для ребят настоящей мамой (ее так и называли). Время-то было послевоенное. Детям не хватало тепла, ласки, просто внимания. От нее они всё это получали. Сполна! Подкармливала, утешала. Как курица-наседка, да что там, как тигрица, защищала. Кое-кто еще помнит ее пламенные выступления на педсоветах. Она боролась за своих питомцев. За каждого! Никого не давала в обиду. Была убеждена: все дети в чём-то талантливы. Только не жалейте доброты и участия. Помогите проявиться этому лучику, дайте засверкать…
А сама не просто сверкала – сияла. С ней считались, к ней прислушивались. Долгие годы была председателем городской избирательной комиссии, членом пленума обкома профсоюза работников образования. Руководила методическим объединением учителей русского языка. Заслуженному учителю школы РСФСР было что поведать коллегам. Кстати, многие ее ученики стали учителями, потому что хотели быть на нее похожими.
"Мы ее, свою классную, боготворили, – вспоминает бывшая ученица Тамара Ивановна Ковалёва. – Она была главным советчиком. Знала о судьбе каждого, переживала, если что не так. Очень красиво старилась. Никто никогда не сказал бы про нее "бабушка" (язык не повернется). Даже просто пожилой женщиной не назвал бы. Как, кстати, и ее невестку Лилию Михайловну. Лёгкая походка, осанка балерины. Она и девчонок в школе всегда мягко, но настойчиво учила: плечики развернуты, носик кверху, улыбка… Вы же принцессы, девочки! А как пела! И в ансамбле, и дуэтом с Валентином Горенковым…".
Свет его души
Вот уж точно: "Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца". В данном случае еще и матери. Понятное дело, что им особо не приходилось заниматься сыном. Все в делах и заботах: указания на ходу, на лету. Зато рано стал самостоятельным, пристрастился к книгам. А главное, видел, как, чем живут родители, слышал, о чем говорят, спорят. А в доме часто бывали гости. Как и родители, фронтовики: Горенков, Киселев, Кононенко. Мама постоянно рассказывала о своих учениках. В школе наблюдал, с каким восхищением они смотрят на нее, как толпятся у учительского стола, чтобы оказаться поближе к любимому педагогу… Так что выбор профессии был предопределен.
В 1971 году Виктор Александрович Парфёнов окончил педагогический институт и возвратился в родную школу. Понимал, что будут сравнивать с мамой. Конечно, старался. Но у него была своя колея. Уроки литературы нередко превращались в диспуты. Его ученики не изучали образы Онегина, Печорина, тургеневских героев, пытались себя поставить на их место.
Разработки уроков Виктора Александровича были настолько интересными и новаторскими, что часто в летние каникулы вместо отдыха он знакомил с ними своих коллег в институте усовершенствования учителей. Читал им лекции, которые всегда пользовались большим успехом.
А иногда уроки учителя Парфёнова больше напоминали маленькие спектакли. Читали произведения по ролям. Ребятам это так нравилось, что даже звонок не заставлял бежать на перемену.
Тогда, наверное, и возникла идея создать драматический кружок. Выбрали "Традиционный сбор" Виктора Розова. Это больше тридцати действующих лиц. И каждому (!) новоявленному актеру надо было помочь вжиться в образ. Репетировали после уроков до самой темноты. Зато какой был ошеломляющий успех! В школе на премьере им устроили овацию. Можно было выходить и на районную сцену. И там аншлаг. Потом был следующий спектакль, за ним еще один… И всегда рядом была жена, всё-таки режиссер по профессии. Помощница во всём.
Десять лет (!) теперь уже не кружок, а молодежная театральная студия радовала новыми работами. Бывало, спектакли в городе по просьбам зрителей прогоняли по два-три раза. Да еще и гастролировали. Побывали в Мосальске, Мятлеве…
Как в своё время отец, как мама, Виктор Александрович жил, дышал работой, практически забывая об отдыхе. В школе он уже не просто учитель, а завуч по учебно-воспитательной работе. На нём все сборы, классные часы, вечера, соревнования, конкурсы, походы, турслет… А вскоре, когда назначили заведующим роно, стал в ответе за образование всего района. Как раз в это время завершились работы на Щелкановской и Упрямовской школах, строились Порослицкая и многострадальная, вышедшая после многолетней "заморозки" средняя (тогда №2), шла долгожданная реконструкция музыкальной школы. А еще экзамены, аттестация учителей, работа секций...
Жил в каком-то сумасшедшем ритме. Особенно в пору поступления выпускников в вузы. Это сейчас: отправил документы с баллами по ЕГЭ в разные места и жди результата. А тогда сами ехали, устраивались в общежитие, сдавали экзамены… Очень часто с выпускниками в Калугу отправлялись не родители, а Парфёнов. Как самый близкий и надежный человек.
И в этом цейтноте он умудрялся не забывать про любимый волейбол. Про команду друзей. Меткий, стремительный. И на спортивной площадке ему не было равных. Как и везде…
А потом был этот злополучный пожар в доме. Горела квартира на первом этаже, а они жили на втором. Виктор Александрович и здесь, как всегда, оказался в самом опасном месте. И повредил легкие…
Как и отец, ушел в пятьдесят лет.
В последний путь Виктора Александровича Парфёнова провожал весь город.
Он ушел, чтобы остаться. В памяти многих и многих юхновчан. Навсегда.
Знак судьбы
Просто идеально вписалась, влилась в это семейство Лилия Михайловна Парфёнова. Они с Виктором Александровичем были равны друг другу. Оба одаренные, одухотворенные.
Лилия – красивый, благородный, нежный, грациозный цветок. И очень стойкий! Считается, что имя определяет судьбу. Здесь как раз тот случай.
Родом она из Людинова. После окончания калужского культпросветучилища ее направили в Юхнов.
А познакомились они вот как. Лилия Михайловна ставила дипломный спектакль. На одну из мужских ролей пригласила Виктора Александровича. И он, кроме режиссера пьесы, уже никого и ничего не видел. На репетиции стала заглядывать и Аграфена Михайловна. Заинтересовалась. И не зря присматривалась! Вскоре в доме появилась невестка.
Рассказывает Лилия Михайловна:
– Я как-то легко вошла в эту семью. Аграфена Михайловна сразу сказала: "Теперь ты хозяйка"… Я ее поняла: ей всегда было не до домашних хлопот, а у нас в семье папа был инженером лесного хозяйства (по тем временам высокая должность), а мама сидела с детьми. Завтраки, обеды, ужины, уют в доме, настроение семьи – это всё в ее руках. Я к этому привыкла. И пыталась успеть всё переделать дома и на работе.
Сначала жили в крохотной квартирке (кухня и комната) в доме, где ресторан "Угра". В 1964 году переехали на улицу Урицкого в двухкомнатную. Так считалось, потому что зал был одновременно столовой (дом-то считался элитным, был с претензиями) и в жилых помещениях не числился. Там тогда печка-буржуйка стояла. Но никаких удобств! Воду носили, дрова. Но всё равно жилье тогда показалось просторным. Обжили его быстро. Александр Николаевич считался в семье добытчиком: на нем была покупка и доставка продуктов. А уж за всё остальное отвечала я.
В этом доме до сих пор и обитаю. Старею вместе с ним.
Мы перебрались сюда, когда сыну Олегу было два месяца. С маленьким ребенком работать в доме культуры сложно. Концерты, поездки с агитбригадой по селам – всё это по вечерам. На репетициях спектаклей задерживались до ночи. Все же артисты с работы: Демидовы, Кукловы, Скугарова, Минаков… Я же окончила режиссерское отделение, но изучала и азы хорового пения. В школу стали всё чаще приглашать, а потом и совсем перешла. Преподавала, руководила хорами. Их было три: октябрятский, пионерский и комсомольский. Организовала вокальный ансамбль. Заочно окончила Калужский педагогический институт, стала историком. Двадцать лет была завучем по воспитательной работе. Мне было на кого равняться. Аграфена Михайловна растворялась в детях, ее и мужа они просто боготворили. Вечно он что-то придумывал, уводил целую стайку ребят на Угру, хлеб жарили, души друг другу раскрывали. Растили в ребенке Человека. И я старалась…
У Лилии Михайловны Парфёновой, как и у мужа, была своя педагогическая колея. Учила детей не только истории, но и этике, эстетике. Готовила к жизни.
Олег Викторович Парфёнов окончил высшее Новосибирское политическое училище. Служил в Чехословакии, потом в Таманской дивизии. Подполковник запаса. Тринадцать лет проработал воспитателем в "Навигацкой школе Первого Московского кадетского корпуса". Вот когда гены пригодились…
Интересный момент. Среди его воспитанников был Владислав Сендецкий – бывший ученик Лилии Михайловны. Он его выпустил в 2014 году. Вот такая история.
Кристина Олеговна Парфенова после окончания Калужского областного музыкального колледжа им. С.И. Танеева продолжила обучение на музыкальном факультете государственного университета им. М.А. Шолохова.
Получив красный диплом, вернулась в родную детскую школу искусств Наро-Фоминского округа Москвы преподавателем фортепиано и концертмейстером. Работает вот уже восемь лет. Выпустила не одно поколение юных музыкантов.
Так что загорелась еще одна звездочка в созвездии педагогов Чубко-Парфёновых.
Кристина собирает материалы по истории своего рода. Прабабушка и прадедушка внесены в героическую летопись страны. Значит, никто никогда не забудет о том, какую лепту внесли они в Победу.
…Уроки Чубко-Парфёно- вых… Я даже не про школьные. По большому счету каждый наш поступок, да вся жизнь – педагогика. А тут люди горели делом, ладили с собой и всем миром. И это каждый день и каждый час.
На втором фото В.А. Парфёнов (в центре в верхнем ряду) с артистами молодежно-театральной студии