О том, чтобы связать свою жизнь с педагогикой, Светлана Машинистова не мечтала. Она представляла себя ветеринаром. Всех несчастных, брошенных животных брала под опеку и заботилась о них. Кого только домой не приносила: голубя с подбитым крылом, слепых котят, хромого щеночка... Вместе с мамой выхаживали (до полного выздоровления) страдальцев и находили им тёплый дом.
Когда же училась в восьмом классе, в доме появился новорожденный ребёнок – двоюродная сестричка. На глазах Светы рос и адаптировался к жизни маленький человечек. Она много времени проводила с малюткой, наблюдала за ней, учила ходить, говорить... Так со временем и поняла, что находиться рядом с малышами, быть для них путеводителем и первооткрывателем – большая радость.
В одиннадцатом классе твёрдо решила: станет медиком или педагогом. Как повезёт. Когда подавала документы в Смоленский государственный университет, обратила внимание на неизвестную специальность "Логопедия и олигофренопедагогика". Заинтересовалась. Как оказалось, не случайно. Это именно то направление, где тесно взаимосвязаны медицина, педагогика, психология. Всё, что было ей по душе. Светлана подала документы на несколько факультетов. Везде прошла по баллам. Но выбрала логопедию – её само сердце подсказало.
– В 2006 году я стала студенткой, – рассказывает наша героиня. – За все пять лет обучения в университете ни разу не усомнилась в выборе профессии. Училась с азартом. Практика только подтверждала, что я на верном пути.
После четвёртого курса вышла замуж. А когда получила диплом, перебралась к мужу в Саволенку. Сразу же нашлось и место работы по профессии.
– Немного переживала только в день знакомства с коллективом детского сада "Радость". Я же в Юхнове никого не знала (наша героиня родом из Спас-Деменска). Заведующая Нина Фёдоровна Чуракова встретила меня, как родную. И волнение ушло. Сразу почувствовала себя частью команды единомышленников.
В работу Светлана ушла с головой. Ведь в её профессиональной помощи нуждался не один ребёнок: кто-то шепелявил, кто-то картавил, для кого-то трудными оказывались определённые буквы. Нас, родителей, до поры-до времени умиляют такие особенности малышей. Но вряд ли кто хочет, чтобы эти милые дефекты речи оставались с дочками и сыночками надолго. Когда ребёнок взрослеет, а качество речи остаётся неизменным, на помощь спешит добрый доктор – логопед.
– Речевые занятия в детском саду проходят ежедневно, – продолжает беседу педагог. – Работаю как индивидуально, так и в группах (по четыре человека), в зависимости от личных особенностей. В основном это ребята из дошкольной группы. Знакомство с малышами начинаю с налаживания контакта. Без этого в детском саду никак. Хожу по группам, стараюсь подружиться с ребятами, ненавязчиво пробираюсь в их мир. И они тянутся ко мне, делятся секретами и переживаниями.
Логопедические исследования помогают подобраться к "речевым болезням". А дальше начинается работа. Тонкая, специфическая, корректная. Иногда проблему удаётся решить за короткий срок, в других случаях требуются долгие месяцы.
– Родителям важно понимать, чтобы добиться успеха, мы должны быть в одной связке. Одних занятий в детском саду крайне мало. Для каждого ребёнка я веду тетрадь. Прописываю всё, что мы делаем, рисую мамам и папам подсказки. Задаю домашние задания. Они, как правило, в игровой форме. Где-то надо покривляться с ребёнком, где-то состроить гримасу, порычать... Ребёнок должен чувствовать поддержку, заинтересованность взрослого в его достижениях. Тогда результат не заставит себя ждать. Есть ещё один важный момент: когда мы исправили недочёт, продолжаем следить за ребёнком, контролируем его речь, поправляем. Иными словами воспитываем привычку говорить правильно.
Свои занятия я тоже провожу в игровой форме. Придумываю для малышей что-то интересненькое, забавное. Современных детей трудно удивить, они продвинутые. Но у меня получается завладеть их вниманием. Создала систему стимулирования. За домашние задания самым ответственным и старательным в тетрадь клею наклейки: мальчикам – машинки, девочкам – принцесс. Проверено: метод работает.
Мы беседовали со Светланой около часа. И всё это время я находилась под её обаянием. Необыкновенно открытая, общительная, улыбчивая, выдержанная, тактичная. А как она говорила о своих подопечных! Словно каждый ребёнок – её собственный. Уверена, рядом с ней малышам тепло и комфортно.
А по жизни она человек-движение. Энергичная, шустрая, хваткая. Заботливая мама третьеклассника, любящая жена, прекрасная хозяйка. Разносторонняя, творческая личность. Вот уже восемь лет танцует в саволенском доме культуры. И это не просто хобби – отдушина, где она черпает энергию и силы.
Свободное время старается проводить с пользой. Любит читать, занимается огородничеством, консервацией, варит экзотические компоты, печёт торты.
Светлана не представляет свою жизнь без новых открытий, ярких впечатлений. Например, летом с семьёй и друзьями уезжают на несколько дней с палатками на Рессу.
…Когда наша встреча подошла к концу, задала Светлане заключительный вопрос: "За что любите свою работу?". Она, не задумываясь, ответила:
– Моя работа – это источник совершенно неожиданных поводов для удивления и восхищения. Это мир добрых открытий, где я чувствую себя волшебником. Награда за мой труд – радостные улыбки маленьких, неугомонных и непоседливых воспитанников. А результат труда – успехи моих подопечных. Вот это и есть настоящее счастье от выбранной раз и навсегда профессии!