Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Юхновского района Калужской области

249910, Калужская область, г.Юхнов, ул.Ленина, д.18
телефон: +7 (48436) 2-10-30, +7 (48436) 2-17-80
e-mail: vesti.y@yandex.ru

История города в лицах

Но то, что было истинно великим, останется великим навсегда

Вглядитесь в эти красивые, одухотворенные лица. Ими хочется любоваться (а ведь самые обычные прически, никакой косметики, но разве это имеет значение?). Они были во всем образцом. В поведении, обращении к ученикам и друг другу. Жили заботами школы, ребят.

А какое тогда было отношение к учителям. Уважительное, почтительное. И они заслуживали это. Никому из учеников и в голову бы не пришло ворваться без стука в учительскую или пролететь на перемене мимо педагога, не поздоровавшись. И для родителей слово, мнение учителя было истиной в последней инстанции...

Попробуем сказать несколько слов о каждом из тех, кто на снимке, а кого-то хотя бы назвать.

С кого начать? Конечно, с первых учителей. Их имена обычно проносят через всю жизнь.

Начальные классы вели Нина Федоровна Парфирьева, Антонина Никитична Сухатинова, Людмила Анатольевна Новикова.

Они были из того разряда учителей, которые, взяв ребят за руки, вели их не только из класса в класс, но и потом по жизни. Сколько в них было тепла, нежности, сердечности! Их доброты и участия хватало на каждого ребенка.

Эти учителя засиживались с учениками после уроков. Никто и никогда не жалел своего времени. Все мысли, все заботы были о школе, о детях.

Нина Федоровна и Антонина Никитична охотно передавали свой богатый опыт и оказывали методическую помощь многим поколениям молодых педагогов.

Возьмем математиков. Вот они, шесть предметников этой великой точной науки: Наталья Кузьминична Лекарева, Юлия Вячеславовна Агеева, Клара Васильевна Юшина, Раиса Кузьминична Михайлова, Нина Дмитриевна Заварзина, Ольга Сергеевна Супранова.

Какое же это трудное и ответственное дело – учить математике! Сколько же нужно было знать. Как умело, просто виртуозно владеть методикой преподавания. Сколько потратить душевных сил, чтобы заинтересовать, влюбить воспитанников в свой предмет. А может быть, даже в себя, и повести за собой в мир познания.

У этих учителей всегда всё получалось, а значит, получалось и у их учеников. Даже те, кто по складу ума и характеру были абсолютными гуманитариями, любили уроки математики. А всё потому, что было по-настоящему интересно. Сложные темы были абсолютно понятны. А рациональные пути решения задач обычно находили вместе с учителем. И именно всем этим и был обеспечен успех каждого ученика.

Своей точной наукой эти учителя буквально жили. И вовсе не случайно дети Натальи Кузьминичны Лекаревой, Ольги Сергеевны Супрановой, Клары Васильевны и Николая Дмитриевича Юшиных выбрали профессию учителя математики.

Теперь – об историках. Их на фотографии трое: Зинаида Иванова Свинухова, Клавдия Иосифовна Смирнова, Василий Васильевич Парамонов.

О Василии Васильевиче мы совсем недавно рассказывали. Зинаида Ивановна и Клавдия Иосифовна были блестящими предметниками, доносили историю страны и всего мира так, как сегодня (после известных событий) только мечтают. А у них получалось растить патриотов, помогать ребятам видеть ценности, которые хранит прошлое… А еще они были досягаемыми для любого ученика.

Клавдия Иосифовна использовала любую возможность, чтобы дать ценный совет ученикам, молодым коллегам. Спешила передать опыт, сказать о самом важном, что потом так пригождалось в жизни.

На очереди – географы. Екатерина Дмитриевна Купоренкова, Михаил Андреевич Шамаров, Раиса Павлова Бабурова, Мария Ивановна Фомичева.

С картами под мышкой и глобусом в руках их уже не видели. К тому времени в школе ввели кабинетную систему обучения. И все у них было под рукой, в том числе ламповые магнитофоны и кинопроекторы "Школьник", которыми часто пользовались, чтобы раздвинуть не только горизонты, но и границы. Тогда познакомиться с другими странами можно было только на экране. А еще по рассказам учителя, который, как правило, выходил далеко за страницы школьного учебника. Географы, как, впрочем, и все другие учителя, были настоящими эрудитами.

Из этого ряда остановимся на Михаиле Андреевиче Шамарове. Первое, что вспоминают, – строгость. Его даже самые разудалые шалуны побаивались. Чуть вздернет свои широкие брови – и в классе абсолютная тишина. Даже при встрече на улице ему хотелось не просто что-то рассказать, а, стоя навытяжку, отрапортовать. Зато и предмет знали!

Биологи. Это Нина Михайловна Кузина, Валентина Порфирьевна Головко и Татьяна Михайловна Емельянова.

О Валентине Порфирьевне и Татьяне Михайловне у их учеников воспоминания больше связаны с уроками. Знания давали настолько крепкие, основательные, что даже троечники через пару десятилетий уверенно могли прочитать лекцию своим взрослым детям по любому разделу биологии.

А вот заслуженного учителя РСФСР Нину Михайловну Кузину видели не только на уроках, но и на пришкольном участке. Казалось, она там дневала и ночевала. Здесь были и парник, и питомник, и фруктовый сад. А какие ставились опыты! На подсолнухе прививали цветы, на картофеле – помидоры, огурцы скрещивали с дыней. Не раз ученики были участниками Выставки достижений народного хозяйства в Москве. И всегда возвращались с наградами.

Химию вела Екатерина Михайловна Скугарова. На каждом ее уроке ребята что-то исследовали, творили, делали открытия.

А каким Екатерина Михайловна была классным руководителем! Первые в школе КВНы и огоньки устраивались в её классе.

И с физикой ребятам повезло! Наука сложная, как заметил один из моих собеседников, порой заставляла "закипать" мозги. Но Николай Дмитриевич Юшин, Владимир Александрович и Зоя Степановна Орловские умели заострить ум на свой предмет.

Николай Дмитриевич Юшин. Учитель с 56-летним (!) стажем. До последнего дня его уже совсем взрослые ученики считали своим наставником. Он из первого выпуска Калужского института. А в год полёта первого космонавта приехал в Юхнов.

У него был талант, дар учителя. Сильных заставлял брать новые высоты, слабых, но усердных, умело поощрял. От каждого добивался по максимуму. Его кабинет физики был образцово-показательным. Ребят оттуда не вытащишь. Впрочем, с Юшиным им везде было интересно.

Владимир Александрович Орловкий был из плеяды физиков-лириков. Мог бы посвятить себя искусству. И все для этого у него было. Но пошёл в школу. И отдал ей 45 лет своей жизни. А начинал учителем музыки. И всё-таки физика взяла верх, хотя душа оставалась тонкой, лиричной. Он хорошо слышал время и детей. И ребята ему верили.

В этом трио асов физики свое достойное место занимала Зоя Степановна Орловская. Обаятельная, сердечная, с мягкой улыбкой. Она знала своих подопечных не хуже, чем их родители, а иногда и лучше. Прикипала к ним душой. И свою сложную науку подавала как-то по-женски мягко, просто, доступно.

Зоя Степановна была другом, сподвижником Владимира Александровича. Они счастливо дополняли друг друга. И ученики их чаще всего не разделяли. Говорили: посоветуемся с Орловскими.

А литераторы! И о них тоже выпускники школы говорят взахлеб. Это Нина Георгиевна Кондрашова, Валентина Ивановна Левенкова, Аида Ивановна Горенкова, Аграфена Михайловна Чубко, Виктор Александрович Парфенов. Как блестяще они владели словом! Знали литературу так, что временами казалось, что они со всеми классиками на ты. С их подачи ученики читали просто взахлеб. Книги, о которых говорили в это время, разлетались из библиотеки. С такими учителями можно было поговорить по душам о прочитанном (и не только). И поспорить. А за сочинения не по теме, зато с "ворохом" своих мыслей они никогда не ставили "неуд", наоборот хвалили. И сами на всё имели свою точку зрения.

Вокруг литераторов всегда кучковались любители поэзии. Тогда только входили в моду стихи Вознесенского, Рождественского, Ахмадулиной. Они будоражили, хотелось обсудить, поделиться мыслями. Хорошо, что всегда было с кем.

И в кружках у педагогов не было отбоя от ребят.

Эти учителя были убеждены, что мир держится на доброте и благородстве. И сами были в высшей степени порядочными и бесконечно щедрыми людьми. Через их руки и сердца прошли сотни и сотни учеников. И для всех они были и остаются людьми с большой буквы.

Они безмерно доверяли коллегам и детям. Но прежде всего были блестящими словесниками. Их уроки завораживали, давая богатую пищу как уму, так и чувствам.

Труды. В подвале школы находились мастерские для мальчиков. Там были установлены станки. И токарные, и деревообрабатывающие. Ребят было от туда не вытащить!

А девочки в основном учились шить на уроках домоводства. Начинали с самого простого, со швов. А заканчивали мастерски изготовленными модными платьицами. И были бесконечно благодарны Галине Николаевне Фединой за ее науку. Уж очень она пригодилась в жизни...

А Анна Трофимовна Кононенко была технарем. О своем любимом тракторе могла говорить постоянно. И ребят приобщала к технике. Что интересно, никогда ее не видели в мастерских в черном халате, всегда в красивом платье, нарядная.

Теорию изучали в школе, а на практику ходили в Сельхозтехнику. На целый день. Там Анне Трофимовне было где развернуться. А ребята в результате получали профессию, которая многим пригодилась в жизни.

Физкультуру и начальную военную подготовку вел Владимир Александрович Черкесов. Требовательный, настойчивый. Не терпел лодырей. Самых неловких научил отлично прыгать через коня и лазить по канату. Поблажек не давал никому. С годами поняли: и правильно делал.

Учителем музыки работала Лилия Михайловна Парфенова. Изящная, красивая, талантливая. При ней, продолжая традиции Марианны Анатольевны Соловьевой, пели все, и малыши, и старшеклассники. А какие концерты готовили!

Старшей пионервожатой работала Екатерина Иосифовна Трифонова. Задорная, энергичная, деятельная, большая выдумщица и затейница, она была примером для школьников во всех пионерских делах. А тогда в школе были и октябрята, и пионеры, и комсомольцы. И воспитательная работа (постоянная, целенаправленная, очень интересная) шла на всех уровнях.

Есть на этой фотографии и школьный секретарь – это Людмила Николаевна Меркулова. Можно сказать: бессменный секретарь. Проработала не одно десятилетие. Участливая, отзывчивая, пунктуальная, доброжелательная, очень ответственная. Для учителей она была своим человеком в коллективе, мудрым, заботливым, интересным, с ней можно было обсудить любые темы.

Кто-то не нашел на этом снимке своего учителя? Здесь они не все. Тогда их было около 50. Оно и понятно, хотя школа уже работала в одну смену, но в старших классах было по четыре параллели.

...Мы всё чаще и чаще говорим о традициях. А это не сохранение пепла, это поддержание огня. Того самого, что зажгли вот эти учителя, которых вы видите на фотографии. Это были настоящие интеллигенты, часто в первом поколении. Но истинные не по роду-племени. Люди с абсолютной душевной одаренностью. Ненавязчиво, как бы между прочим, они преподавали и этику. Учили добру, умению слышать и понимать других. У них была глубокая внутренняя потребность просвещать. Всегда приветливые, отзывчивые. В любой обстановке, в любом окружении знали что и как сказать. Это были люди чести и достоинства, которые были всегда верны своим принципам.

Обратите внимание на заголовок, я вовсе не случайно его выбрала, он не пафосный, он именно в тему, как раз о них, об этих учителях. Тогда не было конкуренции, было единение. Зато и уроки были настоящими, и знания, как показало время, крепкими. Тоже настоящими!

На фото:

1 ряд слева направо: Н.М. Кузина, В.П. Головко, Р.П. Бабурова, М.А. Шамаров, Ю.В. Агеева, В.В. Парамонов, Р.К. Михайлова, М.И. Фомичева, А.М. Чубко, Н.К. Лекарева.

2 ряд: З.И. Свинухова, К.И. Смирнова, Е.М. Скугарова, Н.Г. Кондрашова, В.И. Левенкова, А.И. Горенкова, Н.Ф. Парфирьева, Н.Д. Заварзина, А.Т. Кононенко, Г.Н. Федина, К.В. Юшина,

Л.А. Новикова, А.Н. Сухатинова, Н.Д. Юшин, О.С. Супранова, Е.Д. Купоренкова, В.А. Парфенов.

3 ряд: В.А. Орловский, В.В. Черкесов, З.С. Орловская, Л.Н. Меркулова, Л.М. Парфенова, Т.М. Емельянова, Е.И. Трифонова.

Автор: Татьяна Коротаева. Фото из архива городской школы

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1701

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика Блок (Рекомендуем устанавливать код обменного блока в конце новостных материалов):
Новости ВРФ