Мы завели новую рубрику не только для того, чтобы рассказывать историю привычных вещей. Не менее интересно будет узнать о вещах, являющихся фамильными ценностями, переходящими от отца к сыну и так далее. О тех, которые считаются семейными реликвиями, оберегами. А может быть, просто дороги сердцу. Бывает же: неприметная вещь, но ее ценишь, никогда с ней не расстанешься. Хотя не всегда и объяснить можешь, почему. В некоторых домах сохранилось много предметов, сделанных в СССР и много "говорящих" о своем времени. И о них можно рассказать.
Первой на наш призыв откликнулась Татьяна Хибель из Беляева. Предмет, о котором она поведала, особенный, даже экзотический для наших мест. Это трехгранный, обвитый металлической сеткой буддийский сосуд. Его передал школьному музею житель деревни Беляево Валерий Захарович Цыганков.
Каким ветром занесло этот сосуд в наши края?
Вот что удалось выяснить учащимся вместе с руководителем историко-краеведческого музея школы Т.С. Хибель.
Буддийский сосуд найден в селе Рубихино. А оно находится на пути Гжатского тракта. Начинался он в Юхнове и заканчивался в Гжатске Смоленской области (ныне – Гагарин). Своим рождением тракт обязан императору Петру. Это он в 1719 году издал указ о строительстве на берегу реки Гжать (приток Волги) торговой пристани. Северным губерниям тогда был необходим кратчайший путь для подвоза продовольствия с юга России. Таким путем и стала новая дорога, весьма, кстати, качественная по меркам того времени. Город Юхнов служил перевалочным пунктом для караванов с юга. По прямой лесной дороге к Гжати тянулись подводы с хлебом, пенькой, воском, парусиной, табаком. В Гжатской слободе товары перегружали на баржи и водным путем отправляли в северную столицу. В лучшие времена от пристани уходило по 30 судов в день.
В середине XIX века Гжатский тракт называли "одним из замечательнейших торговых путей Калужской губернии". Дорога способствовала экономическому развитию края, вокруг нее росли деревни, местные крестьяне занимались подвозом товаров к Гжатской пристани (вдоль тракта существовало большое количество богатых деревень). Среди товара там вполне мог оказаться и буддийский сосуд. А он напрямую связан с буддийской религией. Является символом долгой жизни и здоровья, богатства и благосостояния.
Растительный орнамент отражает важнейшую ступень в познании мира человеком, этап осмысления законов природы. Он был иллюстрацией единства судеб всего живого, беспрерывности жизни.
Крышку сосуда венчает цветок тюльпана. По легендам, в его бутоне хранилось счастье.
В школьном музее есть отдельная экспозиция по Гжатскому тракту. Буддийский сосуд занял в ней достойное место. Для краеведческой работы эта находка просто бесценна. Она используется при изучении мировых религий на уроках истории, обществознания, изобразительного искусства.
Спасибо Татьяне Сулловне. Сосуд-то оказался волшебным. Столько рассказал об истории нашего края. И даже круговороте жизни в природе.
А у вас дома есть вещь с историей? Поделитесь своими историями. Сами напишите о них (vesti.y@yandex.ru) или расскажите. Ждем!