Талантливые люди талантливы во всём. А по мнению героя сегодняшнего выпуска Николая Котика, каждый человек способен приобрести любой навык и довести его практически до совершенства. Было бы желание и время. Многие юхновчане знают Николая Алексеевича как талантливого художника, способного замечать красоту окружающего мира и переносить её на холст. А знали ли вы, что он мастерски владеет не только кистью, но и стамеской, лобзиком, вырезая из неоформленных кусков дерева изящные фигурки?
Николай Котик: "Предпочитаю писать картины масляными красками. Да и сам процесс затягивает. Особенно когда ты в благостном настроении. Если зол, расстроен, к краскам не подхожу. Уверен: то, что делаешь своими руками, впитывает твою энергетику. Так что творю только с хорошим настроем. Сижу на берегу, погружаюсь в эту красоту вокруг, впитываю её каждой клеточкой, пропускаю через себя и только потом выдаю то, что увидел, почувствовал, на полотно. В каждой моей работе частичка души. И люди это отлично чувствуют. Даже самая прекрасная картина почему-то оказывается холодной, бездушной. А какой-то простенький пейзаж несёт в себе настолько мощную силу, что не оторвёшься, смотришь, смотришь, и что-то тёплое разливается внутри".
Николай Котик живёт на юхновской земле около 20 лет. Именно здесь он обрёл то, что дорого каждому человеку: семью, востребованность своего таланта и вдохновение.
– Родом я из Ростовской области, жил в посёлке с оптимистичным названием Весёлый на берегу речки Маныч. После окончания школы уехал в Москву, выучился там на инженера-реставратора. Потом 10 лет службы по контракту. Четыре из них провёл в Германии, в Дрездене. Водил военные машины. Всегда был занят, и о творчестве некогда было даже помечтать. Мне казалось, всё это так далеко от меня. Но судьба сама решает, что нужно человеку. И вовсе не ему, а его душе и сердцу…
...Жить в другом городе, тем более в другой стране, и не побывать в музеях, не почерпнуть для себя что-то новое? Это было не про Николая. Он с присущей ему пытливостью посещал с сослуживцами различные культурные центры Дрездена. В картинной галерее, известной как Галерея старых мастеров, хранятся многие известные мировые шедевры, например, "Сикстинская Мадонна" Рафаэля Санти, "Спящая Венера" Джорджоне, "Дрезденский Триптих" Яна ванн Эйка… Увидеть воочию знаменитые полотна дорогого стоит.
– …Никогда не забуду тот день, – говорит мой собеседник. – Ходили по залам дрезденского музея "Грюнес Гевёльбе", что по-нашему "Зелёные Своды", рассматривали скульптуры. И вдруг я увидел то, что невероятно поразило. Небольшая деревянная скульптура высотой всего 61 сантиметр. Архангел Михаил сражается с демоном. Сколько экспрессии, сколько чувств! Мастеру удалось передать праведный гнев Архангела и смертельный страх поверженного врага. Мимика лиц, движения рук, каждая складка одежды – всё настолько точно сделано. Настоящее искусство! Эта скульптура так воодушевила меня, что сразу подумалось: вот то, чем хочу заниматься. К сожалению, запамятовал, какая работа у меня была первой. С тех пор прошло много времени, а изделий уже десятки… Но то первое впечатление помню до сих пор.
Люблю работать с деревом. Нравится его живое тепло, приятная фактура, ни с чем не сравнимый запах свежей стружки...
Использую разные породы дерева. У каждой свой характер, свои специфические особенности. Предпочитаю капы и сувели. Это наросты на стволах, похожие на округлые наплывы. Твёрдые, но отлично сохраняют форму. Волокна в них имеют деформированную структуру, благодаря чему получается неповторимая текстура: рисунком и специфичным отливом напоминает мрамор или перламутр.
Древесина красного дерева прочная и хорошо поддаётся обработке.
В некоторых статуэтках использую другие природные материалы. Например, рога оленя или лося изготовлены из настоящих.
Откуда берутся идеи? Их всегда полно в моей голове. Я по природе своей наблюдатель, фиксирую мельчайшие детали, яркие образы, необычные моменты. Вынашиваю мысль, а потом облекаю её в реальные образы. Например, сцена охоты (на снимке) делалась порядка двух лет. Что-то домысливаю и возвращаюсь к статуэтке. Для меня важна свобода в передаче замысла. Как задумал, так и должно получиться. А ещё я за объём. Не люблю плосткостные фигурки.
У Николая Алексеевича свой особенный взгляд на мир. Когда каждый день замечаешь что-то вдохновляющее, заставляющее удивляться и восхищаться. Это позволяет сохранять мастеру такое светлое, по-детски наивное чувство любви ко всему живому.
– Наверное, это просто живёт во мне. И выплёскивается через творчество. В юности занимался фотографией. Такие романтичные воспоминания... Брал своих охотничьих собак, шли с ними в лес, степь. На юге немного другая природа: активная, яркая, даже кричащая. В средней полосе своё очарование: нахмуренный бор, скромное цветение разнотравья, тихое журчание прохладной реки. И всегда был со мной верный друг – фотоаппарат. Да, тот самый, советский, снимки из которого нужно было проявлять в тёмной комнате, в свечении красной лампы. У фотографа всегда есть только один шанс запечатлеть что-то интересное, остановить мгновение...
Николай Алексеевич ведёт в городской школе кружок "Яркая палитра", где ребята обучаются азам рисования.
– Хочется, чтобы дети почаще включали фантазию, придумывали свои образы, чтобы не боялись выражать себя, не забивали свою индивидуальность. А рисовать может каждый. Главное – желание. Потому что человеку подвластно всё.
Охотно участвую в различных выставках. Возможность получить отклик от зрителей стимулирует на дальнейшее творчество.
В марте у меня запланирована выставка в усадьбе Гончаровых в Полотняном Заводе. Пригласили и в Музейно-краеведческий центр "Палаты Коробовых".
...Хорошо, когда есть что и где показать. А замыслов! Природа подсказывает: только умей смотреть.