Никогда не задумывались, почему День воспитателя отмечается в конце сентября? А ведь не просто так. В это время вступает в права загадочная золотая осень. Мы попадаем в природную сказку, где вокруг кружат разноцветные краски, собираются в дружный хоровод листья, а последнее тепло нежно окутывает нас и тянет на приключения...
Любознательные малыши отправляются в страну счастливого детства. Их берут за руки добрые волшебники – воспитатели и увлекают в полный тайн и чудес окружающий мир.
Прекрасная фея, от которой при встрече веет теплом и добротой, а ясные, полные нежности глаза светятся любовью, вот уже 33 года встречает мальчишек и девчонок в детском саду "Радость". Чуткая и внимательная, энергичная и задорная Светлана Анатольевна Ёлкина в педагогике нашла своё призвание. А ведь мечтала стать ветврачом. Судьба распорядилась иначе.
– Если обратиться к истории моей семьи, то в роду можно насчитать одиннадцать педагогов. Целая династия. Но я хотела идти по своему пути, – рассказывает героиня. – Моё счастливое детство прошло в деревне. Привыкла к сельскому труду. С удовольствием и подолгу проводила время на ферме, помогая ухаживать за овцами и лошадьми. Многому научилась. Не просто мечтала, а буквально представляла себя ветеринаром. Но мама, работавшая учительницей, такой порыв не поддержала.
На моё счастье в то время заведующим роно был Виктор Александрович Парфёнов. Он-то и уговорил пересмотреть выбор профессии. Сказал коротко и ясно: "Нечего расстраиваться. Мне нужны воспитатели". Так после школы уже безо всяких колебаний и сомнений стала студенткой Кондровского педучилища. Время учёбы вспоминаю с ностальгией. Дружная группа, замечательные, мудрые педагоги. А ещё увлекательная работа над подготовкой мероприятий, выступления, концерты, поездки, познавательные встречи. Студенческая жизнь кипела.
Свою первую практику Светлана Анатольевна проходила в Емельяновском детском саду. Тогда и поняла, что быть у самых истоков получения знаний и навыков невероятно интересно. И маленький огонёк вспыхнул ярким пламенем.
15 августа 1991 года дипломированный педагог пришла на работу в детский сад "Радость". И прижилась.
– Тогда здесь начинали свой педагогический путь сразу несколько молодых воспитателей. Безусловно, мы опирались на опыт старших коллег и заложенные традиции, но и внедряли что-то новенькое. Всё чаще стали проводить костюмированные представления, утренники, различные игры, мероприятия. И ребятишкам очень нравилось участвовать в них. Это давало стимул всё время двигаться вперёд и учиться. В 2010 году я окончила Калужский государственный университет по специальности дошкольная педагогика и психология. Но диплом о высшем образовании не остановил на месте. Почему? Хочу быть для себя и детей всегда интересной. Для этого необходимо всё время совершенствоваться, развиваться, расширять горизонты, повышать уровень мастерства...
А время так стремительно летит. Сегодня мои первые воспитанники, помню их ещё двухлетками, приводят в сад своих дочек и сыночков. Правда, за прошедшие годы изменились не только мы. Другими стали и дети. Раньше завладеть вниманием ребёнка можно было всего лишь с помощью яркой картинки. Новая кукла или машинка приводила в восторг практически каждого малыша. Сейчас удивлять сложнее. Но возможностей для работы стало больше. Считаю, что на пользу пошло и ковидное время. С одной стороны, оно немного нас замедлило. С другой же, позволило выйти на совершенно новый уровень профессионального общения. В интернет-пространстве люди из разных уголков страны стали объединяться в группы по интересам, делиться информацией, наработками, методами и практиками. Всё хочется претворить в жизнь. Для меня действительно важно делать каждый день наших воспитанников полезным, увлекательным, наполненным положительными эмоциями.
К тому же сейчас наша работа основывается на Федеральных государственных образовательных стандартах и Федеральной образовательной программе. В педагогическую деятельность пришло много инноваций. В этом вижу плюсы. Одна из важнейших задач – поддержка индивидуальности ребёнка и развитие его потенциала. Это ключи, которые способны открыть любые двери. А ещё, в обязательном порядке, должна царить любовь. Не стоит забывать, что и она творит чудеса.
Утро в детском саду начинается стандартно. Встреча, зарядка, завтрак. Но теперь, прежде чем приступить к занятиям, собираем детей в круг. В процессе общения узнаём, о чём бы дети хотели узнать сегодня. Заметила, если взрослые проявляют искренний интерес к ребёнку, к его вопросам, мыслям, идеям, переживаниям, не уходят в сторону, то общение обязательно приносит положительный результат. Повторюсь: к каждому нужен свой подход.
Хочу дать совет мамам и папам. Не сравнивайте своего малыша с другими. Не обесценивайте его труд. Например, один может нарисовать клубок ниток чётко. У другого же получится каляка-маляка. Взрослым может показаться, что ничего не вышло. Но ребёнок на бумаге выразил то, что задумал. Просто похвалите его. И помните: дочки и сыночки – отражение родителей. Воспитатели лишь на время становятся помощниками. А всё начинается с семьи.
Сейчас в моей группе самые маленькие детки. Возраст, когда формируются навыки, которые остаются с нами навсегда. Начинаем трудиться. Так что в очередной раз всё ещё впереди.
Педагогической философии Светланы Анатольевны Ёлкиной созвучны слова древнегреческого писателя и философа Плутарха: "Ребёнок – не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит".