Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Быстроистокского района Алтайского края

659560 Алтайский край, Быстроистокский район, с. Быстрый Исток, ул. Советская, 1
телефон: +7 (385-71) 22-5-65
e-mail: bisrgut@ab.ru

Педагогическая династия Уфимцевых

Педагогическая династия семьи Уфимцевых

Педагогическая династия семьи Уфимцевых

Летит время птицей. Совсем недавно жизнь, как чистый лист бумаги, лежала перед тобой, душа была полна мечтаний и надежд, а вот уже ты подводишь итоги и скорбишь по не сбывшемуся или гордишься тем, что сделано. Тот, кому довелось гордиться, - счастливый человек. Он воплотил в жизнь свою цель. А вдвойне счастливы те, у кого цель была благородной, и кто занимался и занимается любимым делом. Сегодня мы расскажем о счастливых людях.

В семье Уфимцевых 2021 год юбилейный для всей семьи. С юбилейным днем рождения поздравляем главу семьи Николая Алексеевича, хранительницу семейного очага Любовь Михайловну и их сына Андрея Николаевича.

"Учитель ― это высокая миссия, предназначение которой ― сотворение и самоопределение личности, утверждение человека в человеке! Профессия учителя чем-то сродни артисту: он выступает перед классом, увлекая учеников новым знанием, представляя свой предмет. Преподаватель должен достучаться до сердца каждого ученика, следить за тем, чтобы в работе принимал участие весь класс. Главная задача учителя — научить детей мыслить. Под крылом таких педагогов вырастают настоящие таланты, и очень часто на протяжении последующей жизни ученики поддерживают добрые дружеские отношения с теми, кто помог им стать личностью, открыть в себе способности, подготовил к взрослой жизни". (Из детской энциклопедии Кирилла и Мефодия, 2008 г.)

Учительская династия – это особый образ жизни. Залогом творческих успехов таких педагогов становится верность призванию даже в самые трудные времена. Педагог – это человек, от порядочности, чести, убежденности которого зависит судьба других людей, вверенных ему. Идти в такую профессию можно только со знанием того, какую ответственность берет на себя человек, сделавший этот выбор. И когда продолжателями дела своих родителей становятся их дети, племянники, мы можем быть уверены, что здесь нет случая, нет ошибки, а есть полная уверенность в своих силах и правильности выбранного пути. Я хочу рассказать о семье, где эта профессия стала призванием трех поколений. Все они очень любили и любят детей, передавали и передают им свои знания и умения. И ученики отвечали и отвечают им тем же.

Первым учителем в учительской династии Уфимцевых, а также ее основателем был Петр Федорович Уфимцев, учитель физики и математики, директор школы, родной дядя нашего юбиляра. Николаю Алексеевичу Уфимцеву в июле 2021 исполняется 75 лет. Вся жизнь юбиляра связана с родным селом Быстрый Исток и средней школой. Родился он в рабочей семье. После окончания учебы в школе немного поработал на сахарном заводе. И принял решение поступать в Горно-Алтайский педагогический институт на естественно-географический факультет. Учась на пятом курсе, встретил второкурсницу Любу Сивохину на репетиции хора. Полюбил девушку, предложил ей руку и сердце. Окончил институт, сыграли свадьбу в 1970 году (в прошлом году дружная, счастливая семейная пара отметила прекрасное событие - золотую свадьбу). Молодая учительская семья поехала в село Солтон, где в школе учителем работала сестра Николая - Валентина Возлюбленных (Уфимцева). Это еще одна ветвь династии. Год отработал учителем биологии и химии. А уже в 1971 году вернулся на малую родину, в родное село, родную школу только уже в качестве дипломированного учителя. Замелькали школьные будни - дни, месяцы, годы. Делом всей его жизни стало преподавание географии. Николай Алексеевич любит свой предмет. Я не понаслышке могу оценивать учителя. Мне посчастливилось быть его ученицей. Он не перегружал нас домашними заданиями, умел построить урок так, что все знания усваивались и закреплялись на уроке. На это был нацелен увлекательный рассказ учителя и практические задания. Перемену перед географией мы проводили у карты, старались запомнить где, что добывают и производят. С его помощью мы познавали мир вокруг себя, свое село, свой край. Всегда с удовольствием шли на его уроки. Он прекрасный рассказчик, обладает тонким чувством юмора, доброты, мудрости. Николай Алексеевич не навязчиво прививал любовь к своему предмету, а для учащихся это очень важно. Многие учителя школы его ученики. Выпускники школы всегда успешно сдавали экзамен по выбору - географию. У юбиляра был свой взгляд на решение воспитательных задач как у классного руководителя. Он общался с учениками по-товарищески: доверительно и требовательно. К каждой семье своих учеников находил особый подход. Сотни выпускников получили путевку в большую жизнь. Его ученики стали географами, биологами, работают в учебных учреждениях края. Его выпускники Дмитрий Черных и Дмитрий Панков закончили аспирантуру, защитили ученую степень доктора наук. Дмитрий Черных и Алексей Вотинов стали инициаторами выпуска Красной книги Быстроистокского района. "Николай Алексеевич добрый советчик, прекрасный рассказчик, активный общественник", - говорят коллеги. Своими воспоминаниями делится Д.М. Панков, изучавший географию в Быстроистокской средней школе с 1990 по 1995 гг. под учительством Николая Алексеевича Уфимцева.

- География был один из любимых моих предметов. Нравился мне он не только содержанием, а прежде, преподаванием. Николай Алексеевич весь материал всегда давал в сравнении с привязкой к местным особенностям. Например, при изучении биологических ресурсов мирового океана он постепенно переходил к нашей Петровушке, карасям, гольянам и т.д. И это было интересно. Так мы и постигали местные географические особенности, которые нас окружают постоянно и о которых, в свою очередь, мы многое не знаем. Такая интересная атмосфера на уроках и делала интересным учить географию. Помню, был конкурс на знатока минералов, примерно, когда я был учеником 7-го класса, и я занял среди учащихся всей школы 1-е место. А всего-то на подготовку у меня ушло минут 10. И вот за эти минуты Николай Алексеевич меня научил тому, чему в вузе я учился 2 года (минералы я умел определять только тогда, когда за два года изучил курс "Геология"). Вспоминаются и ещё немало интересных моментов и не только учебных, но и человеческих. Например, как-то у нас был момент "озолачивания" копеек, трояков, пятаков. В общем, брали монету и натирали её об валенок, так монета и становилась "золотой". На одном из уроков географии я занялся такой работой: сижу, натираю монету, Николай Алексеевич делает замечание, второе, третье. А на четвёртое в моём дневнике появилась запись о моём поведении. И она была единственной за все мои школьные годы, потому что после этого случая Николай Алексеевич, как-то так просто объяснил мне, что подобные вещи в поведении могут снизить авторитет, уважение к себе. И этого разговора мне было достаточно, чтобы понять о негативной стороне этих подобных вещей в поведении – если есть слово нельзя, так оно и означает только "нельзя", а если начинаем хитрить, то с уважением, авторитетом уже не по пути. А вообще, спустя годы, я хочу Николаю Алексеевичу признаться, что подпись родителя в дневнике, где было написано замечание, сделал я – нашёл бумагу с папиной подписью и, приложив на окно, ну в общем, дальше было дело техники.

В учительской семье Сивохиных главенствовал культ работы родителей. Дети с раннего возраста видели и жили профессиональной жизнью родителей, наблюдая подготовку к занятиям, урокам, помогали в изготовлении раздаточного материала, участвовали в подготовке к вечерам, смотрам, походам. Вся семья участвовала в художественной самодеятельности. Поэтому у Любови никогда не было сомнений в выборе профессии. Только учитель! Она с детства отличалась активной жизненной позицией и организаторскими способностями - вожатая, председатель Совета пионерской дружины, секретарь комсомольской организации. Любовь Михайловна институт окончила заочно. Десять лет проработала преподавателем и заместителем директора СПТУ-37, более 20 лет занимала пост директора Быстроистокской средней школы №2. Любовь Михайловна благодаря организаторским способностям стала заметным человеком не только в селе, но и в районе. Главным было для юбилярши престиж школы. Она сумела создать коллектив единомышленников, способствовала профессиональному росту преподавателей. Ученики до сих пор помнят уроки Любовь Михайловны - яркие, эмоциональные. "Строгая, но справедливая" - это ли не лучшая оценка...

Каждый представитель династии Уфимцевых по-своему, уникальный человек, творческий и талантливый. И для них лучшая награда – любовь и признание детей. Моя статья посвящена людям, которые через всю жизнь пронесли и несут доброту сердец и свет образования детям. Родители Любовь Михайловны любили свою работу и воспитали, привили, такую же любовь к труду педагога в своей дочери. А наши юбиляры в свою очередь привили любовь сыну Андрею – ведь только так можно продолжить династию.

Удивительное это явление - династии педагогов! Люди, связанные родственными отношениями, выбирают одну и ту же профессию. Что это: гены, зов крови, дар учить, переданный по наследству? Или нечто, полученное свыше, определяющее судьбу? Наверное, невозможно стать учителем, просто следуя по стопам родителей, на то необходимо веление души! Почему именно педагог? Я заметила, что члены семьи Уфимцевых – люди терпеливые, уважительно относящиеся к окружающим, ценящие мнение другого человека. И вместе с тем гордые и достойные люди. Я думаю, что выбор профессии определяется желанием поделиться своим внутренним миром с окружающими, активно взаимодействовать с людьми, создавая яркий и интересный мир вокруг себя. А дети, как никто другой, откликаются на такие поступки, они чутко воспринимают предложения педагога, открывают свой внутренний мир перед тем, кто сам открыт для них. "Делай, как я, делай лучше меня!" - это, наверное, самый правильный девиз педагогического мастерства. В этом тайный смысл: взрастить человека успешного, уверенного в своих силах и возможностях, ученика, который в будущем превзойдет своего учителя.

Я к таким выводам пришла, общаясь с учениками и коллегами четы Уфимцевых. Любовь Михайловна как мама - воспитывала сына, как руководитель - делилась опытом с молодыми коллегами, развивала их возможности и талант.

- Своему становлению как педагога и как администратора я обязана именно этой женщине Любови Михайловне Уфимцевой. У нее было чему поучиться. Умная, волевая, с прекрасными организаторскими способностями, она могла зажечь любого, умела разглядеть еще только чуть тлевший огонек таланта, поддержать человека в его начинаниях, - говорит учитель, завуч школы Надежда Наливкина.

- Театр начинается с вешалки, а школа - с педагога. В моей жизни ПЕДАГОГОМ с большой буквы была и есть удивительная женщина Любовь Михайловна Уфимцева. Еще будучи школьницей, я запомнила эту элегантную, одновременно строгую и в тоже время располагающую к себе учительницу, как талантливого педагога. Так распорядилась судьба, что через много лет мне посчастливилось вновь встретиться с нею, но уже работать под ее руководством. О таких людях говорят - руководитель от Бога, – говорит ученица, педагог, директор Приобской школы Ольга Баженова.

Коллеги отмечали и отмечают высокий профессионализм династии Уфимцевых, богатый опыт и умение, готовность им поделиться, помочь в нужное время. За свой труд юбиляры имеют множество районных, краевых, Министерских наград, Николай Алексеевич награжден знаком "Почетный работник общего образования Российской Федерации", Любовь Михайловна знаком "Отличник народного просвещения", им присвоено почетное звание "Ветеран труда".

Когда дети не просто любят своих родителей, но обожают их, подражая во всём, появляются династии отличных профессионалов. В таких семьях по наследству передаются не капиталы и накопленное годами добро, а любовь к делу, которому всю жизнь служили родители. Так Николай Алексеевич и Любовь Михайловна передали все накопленное педагогическое мастерство сыну Андрею. Если сделать анализ, то приходишь к выводу - Андрей Николаевич взял все самые лучшие качества родителей. У папы общаться с учениками и педагогами по-товарищески: доверительно и требовательно, у мамы строгость, но справедливо. Сын четы Уфимцевых Андрей, с детских лет жил интересами школы. Пошел по стопам родителей. Пролетели годы учёбы, полные интересных событий, встреч, да и трудностей. И вот он – учитель! В 1993 году окончил Алтайский государственный технический университет имени И.И.Ползунова, по специальности "инженер-педагог". После вуза приехал работать в Быстроистокскую среднюю школу №1 учителем трудового обучения и информатики. Если в основе работы родителей лежала любовь к природе, родному краю, то интересы Андрея Николаевича лежали в области техники и современных технологий. Изменилась эпоха, приоритеты. Жизнь ставит перед образованием новые современные задачи и предъявляет высокие требования к педагогу и школе. В 2007 году, став директором школы, вместе с коллективом успешно воплощает идеи реформирования учебного процесса и жизни школы в целом. Как педагог всегда в центре новинок и изменений, владеет глубокими знаниями в области информатики и новых педагогических технологий. В 2008 году стал победителем конкурса "Лучшие учителя России", награжден Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. Имеет Почетную грамоту Губернатора Алтайского края, Почетные грамоты Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи "За успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и добросовестный плодотворный труд", также награжден дипломами, почетными дипломами за активное участие во Всероссийских "Молодежных предметных чемпионатах", за активное участие в общероссийском проекте "Школа цифрового века", за качественное обеспечение педагогического коллектива предметно- методическим материалом в рамках проекта. Деканы вузов выражают благодарность и признательность педагогическому коллективу школы за хорошие базовые знания выпускников школы.

С чего начинается школа? Вы не ошибетесь, если скажете, что любая школа начинается с директора. Его роль всегда больше творческая, чем административная. Его уверенность в успехе заряжает оптимизмом, заставляет поверить в свои силы.

Позади почти 28 лет педагогической работы. Это много или мало? Наверное, для любого человека это не просто период в жизни, а огромный путь, полный взлетов и падений, радостей и горестей, побед и неудач…. Но что значат для руководителя школы эти годы? Это — постоянная и целенаправленная работа по воспитанию детей, самосовершенствованию и формированию единого образовательного пространства. Без лишнего преувеличения можно сказать, что школа для директора – это его жизнь, призвание и радость. С момента начала руководства Андрей Николаевич проявил свое мастерство и лучшие качества администратора, что позволило ему руководить педагогическим коллективом, вырасти в дружную и сплоченную команду, способную решать любые вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Общаясь с профессиональным, уважаемым коллективом Быстроистокской средней школы, я задаю себе вопрос, а мог бы, кто-то руководить данным педагогическим коллективом лучше, чем Андрей Николаевич? И сразу приходит ответ, нет. Стиль руководства, который избрал действующий директор школы самый оптимальный и приемлемый для данного коллектива.

Работая под руководством Андрея Николаевича, молодые учителя становятся профессионалами в своем деле. Общение с таким директором учит многому: он щедро делится своими идеями, педагогическими задумками, помогает учителям стать настоящими педагогами, мудрыми и терпеливыми к своей профессии. Он умело организует образовательный процесс, мудро осуществляет руководство педагогическим коллективом, эффективно применяет различные методы мотивации сотрудников.

Считает, что его главная задача дать своим ученикам необходимые знания, позволяющие им вступить во взрослую жизнь подготовленными к современному темпу и быстроменяющимся технологиям.

Нелегко быть сегодня директором школы. Но, если любишь свое дело и веришь в успех, если рядом надежная команда и верные друзья, работа спорится.

Сегодня на наших глазах изменяется страна, изменяется школа. Жизнь современного учителя – директора школы не менее динамична, чем жизнь общества. Требует от человека не только больших знаний, но и духовных сил, выдержки и даже мужества, и радует то, что, несмотря на сложности и трудности, находятся люди, которые выбирают для себя в этой жизни труд учителя. Сочувствие и понимание – хорошие вещи. Однако директор и педагогический коллектив скрупулезно изучают передовые методики и технологии обучения и воспитания – без них с современными детками нелегко управляться. Макаренко и Сухомлинский были первоклассными педагогами, но время изменило страну и людей, и к современным детям, да и учителям нужны новые подходы. Руководить педагогическим коллективом, где каждый учитель профессионал своего дела, за плечами которых огромный опыт, очень даже не просто. Тем более делать замечания.

- С Андреем Николаевичем я работаю 10 лет, это немногословный, основательный, тактичный, искренне переживающий за школу учитель, руководитель. Наше сотрудничество с ним строится на доверие. С ним легко работать. Он всегда поможет дельным советом, поддержит в трудный момент. Андрей Николаевич один из тех руководителей-педагогов, на которого можно положиться, его уважают коллеги и ученики. Под началом Андрея Николаевича работает дружный сплоченный коллектив учителей профессионалов своего дела, неравнодушных людей. Учащиеся школы ежегодно являются победителями районных олимпиад, предметных и творческих конкурсов разных уровней. Выпускники при сдаче ЕГЭ показывают отличные результаты. Каждый год школа выпускает медалистов, которые подтверждают свои медали при сдаче ЕГЭ. Так, например, в 2019-2020 учебном году пять медалистов, в 2020-2021 годах шесть, 80% выпускников поступают в высшие учебные заведения, успешно учатся и их оканчивают. За период деятельности Андрея Николаевича в роли директора в школе прошли значительные изменения, был сделан капремонт, заменено оборудование в школьной столовой, выиграны два гранта по 327 и 350 тысяч рублей "Молодежный бюджет" и "Я считаю". Благодаря первому гранту в школе были благоустроены рекреации трех этажей. Сейчас, на данный момент, осуществляются работы по второму гранту, к первому сентября ребят встретит новый благоустроенный зал школьной столовой. В 2017 году прошла реорганизация, к школе присоединили два детских садика "Березка", "Колокольчик" и ЦРТДЮ. На плечи Андрея Николаевича легла дополнительная забота. Но со всеми проблемами он справляется умело, по-хозяйски и в срок. Андрей Николаевич как руководитель постоянно развивается. Он грамотно, профессионально подходит к решению любого вопроса или проблем, - так охарактеризовала младшего юбиляра из четы Уфимцевых, директора Быстроистокской средней школы, заместитель директора Быстроистокской средней школы по воспитательной работе Валентина Тупикова. Быть учителем - нелегкая задача. Быть хорошим учителем – это счастье и для учителя, и для учеников. Потому что из любви к предмету прорастает любовь к тем, кто этим предметом овладевает. И ученики в знак благодарности за труд, за интерес, за самоотверженность платят тем же – любовью. Счастливы те, у кого были в жизни такие учителя. Династия Уфимцевых-Сивохиных-Уфимцевых гордятся своей профессией. Гордятся тем, что имели и имеют возможность дать знания, многому научить маленького человека. Продолжится ли педагогическая династия их семьи? Пока не знают. Но знают, что профессия учителя должна быть призванием, она благородная, нужная. Надеются, что внуки, правнуки выберут этот нелегкий труд - труд педагога.

Наши уважаемые юбиляры не только прекрасные учителя, они еще надежные друзья. Вот что рассказали мне супруги Хлыновские: "Семья Уфимцевых образовалась 51 год назад, Коля увидел Любу и решил, что это его будущая жена, полюбил ее на всю жизнь, он надежный, преданный, любящий муж, отец, а для нас друг, во многом его заслуга, что в их доме, во дворе, огороде полный порядок. Он умелый рассказчик, много читает. С семьей Уфимцевых мы подружились 40 лет назад, со сменой места жительства могли бы сменить друзей, но таких друзей не меняют. У нас не было никаких точек пересечения по работе, они учителя, а мы специалисты сельского хозяйства, не только мы, но и наши дети находят темы для разговора. В их семье всегда рады нам и по поводу и без повода, мы могли просто позвонить и сказать, через час будем у вас, хочется пообщаться и это в любое время суток. Люба по жизни лидер, особо это проявилось в ее производственной, учительской и общественной деятельности. Она с твердым устоявшимся взглядом на все происходящее вокруг, с ней приятно вести дискуссии на любые темы, с чем-то можно не соглашаться, поспорить, но не уважать ее нельзя. Между нами сложились очень доверительные отношения, это касается всех сторон жизни. Порядочность и честность свойственна хорошим людям, а друзьям тем более. В большой семье Уфимцевых Люба образец для подражания как жена, мама и бабушка, с одной стороны она строга и требовательна к своим домочадцам, а с другой добра, внимательна и щедра".

Любимые наши учителя! Примите самые искренние слова поздравления со славным юбилейным Днем рождения! От администрации Быстроистокского района, начальника отдела по образованию и молодежной политике Марины Анатольевны Дудниковой, от отдела по образованию района, педагогических коллективов Ваших школ и Ваших учеников. Ваши уроки не прошли бесследно! Вы являетесь ярким примером профессионализма, трудолюбия и милосердия. Мы желаем, чтобы тот запас оптимизма и жизнелюбия, которым обладаете вы, с годами только преумножался. Здоровья на долгие годы. Будьте счастливы. Пусть Господь оберегает вас от всех неудач.

Лариса ПОПОВА.

Автор: Лариса Попова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 598

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика