Теперь у него в гараже еще несколько раритетных авто, в числе которых УАЗы, мотоциклы, но гордостью является легендарный автомобиль "Победа".
Александр Дмитриевич Сабайкин известен в районе, в первую очередь, как директор автотранспортного предприятия "АвтоСити", член Совета предпринимателей района. Но мало кто знает, что он также собирает серию ретро-автомобилей советской эпохи. Мы наведались к любителю старины в гости и узнали, какие машины и зачем он собирает, а также с удовольствием прокатились на одном из автомобилей советской эпохи.
Во дворе автопредприятия под навесом и в гараже гордо красуются сверкающие автомобили, они одним своим видом могут поведать историю становления советского автопрома. К слову, все модели в коллекции регулярно проходят техосмотр, полностью "на ходу" и имеют все необходимую документацию.
Любовь к технике возникла у него еще в детстве. Сначала были велосипеды и мопеды, потом мотоциклы и машины. Да, по-другому просто и быть не могло: отец, Дмитрий Иванович, не только работал механиком в МСО, но и семья Сабайкиных в то время проживали на территории этой строительной организации, а потому Сашка часто крутился у машин, наблюдал за работой водителей и механизаторов и помогал им устранять неполадки. Но больше всего Александр мечтал о легендарной "Волге" 21-й модели, которая чуть ли не в единственном экземпляре тогда была у Валентина Михайловича Гаврилова из пос. Атяшево.
И вот детская мечта переросла в реальность. Первый свой раритетный автомобиль – тоже легендарный - ГАЗ-20 М "Победа" 1958 года выпуска он нашел по объявлению в Саранске в 2014 году.
– Я тут же отправился в путь, но когда приехал, оказалась, что машина была уже продана в Чамзинку. Локти себе кусал, - вспоминает коллекционер, - но ровно через год неожиданно для самого себя, судьба преподнесла сюрприз. В газете вновь попалось объявление о продаже ГАЗ-20 М уже в пос. Чамзинка. Нашел хозяина, тот открывает ворота гаража, а там стоит та самая "Победа".
Александр Дмитриевич напоминает "ходячую энциклопедию", так и сыплет историческими фактами и байками.
— Знаете, как поначалу хотели ее назвать? Рабочее название было "Родина", но потом Сталин сказал: "Нет, не годится, потому что все будут спрашивать "Почем Родина?". Поэтому решили назвать "Победа". Еще есть один интересный нюанс — взгляните под капот. Дизайнеры поначалу спроектировали 6-цилиндровый двигатель, но опять же Сталин сказал: "Вы, что, собрались меня обгонять? Отрезайте!".
В жизни знаменитая "старушка Победа" оказалась не такой привлекательной, как на фотографиях. Тем не менее, он ее купил и, более того, своим ходом пригнал в Атяшево.
Машина три года назад действительно была в ужасном состоянии. С тех пор он потратил приличную сумму денег, чтобы вернуть раритет к жизни. "Победа", как выяснилось, одна из самых сложных для реставрации машин. Кузовное железо "луженое", покрыто большим слоем олова, это и есть ее отличительная особенность, поэтому и весит "старушка" более 2,5 тонн. Процесс реставрации осложнялся еще тем, что в Атяшеве хоть и есть высококлассные специалисты в этой области, но слесаря категорически отказывались браться за ее "реанимацию" мотивируя тем, что пока ею занимаются, за это время смогут "оживить" пять вдребезги разбитых нынешних машин. Все-таки помочь восстановить, после долгих уговоров взялся автослесарь Сергей Закиров из пос. Атяшево. В поисках нужных деталей и запчастей Сабайкин объездил десятки авторазборок, "перелопатил" весь интернет. И чтобы придать окончательный оригинальный вид машине, он ее возил в специализированный автосервис в Саранск, где перетянули обшивку, салон, чехлы сидений обшили белой кожей, а панель приборов, как в оригинале, обрамили красной каемочкой. И вот после двух с половиной лет, именно столько времени занял процесс реставрации, удалось воссоздать первоначальный вид автомобиля-легенды.
В этом году, 9 Мая, на "Победе" Сабайкин выезжал на митинг в честь Дня Победы в пос. Атяшево. Раритет быстро стал центром внимания – прохожие устраивали фотосессии на фоне автомобиля, детям, да и взрослым тоже интересно было посидеть за рулем.
В последние дни Александр Дмитриевич все чаще стал "выгуливать" свою ласточку. Проезжающие мимо водители сигналят клаксонами, вперед пропускают, машут руками, многие фотографируют. Хозяин и нас тоже прокатил в салоне ретро-автомобиля, такое ощущение, что в машине времени едешь.
В "Победе" не предусмотрено рулевого гидравлического усилителя и вакуумных тормозов, и в современных условиях дорожного движения ее вести непросто, но, тем не менее, движение ее плавное, мягкое и бесшумное, не то, что на нынешних ВАЗах едешь. Умели же делать! Скорость может развивать до 100 км/ч, расход топлива - 12 литров на 100 км. Бензин заправляет 80-й, а вот 92-й уже нежелателен для мотора. В панели сохранилось встроенное старое родное ламповое радио, которое еще работает.
Далее Александр Дмитриевич переходит к другим любимцам – ГАЗ-69 1966 года выпуска. Найти такую машину – не проблема, проблема – воссоздать ее первоначальный вид.
- Это тоже удивительная машина-вездеход. Собирали их в Советском Союзе. УАЗ был очень ходовым эконом-вариантом для всего населения – просторный, 5-6 местный. Внутри все работает – мотор в порядке, пока руки не доходят покрасить, - рассказывает экскурсовод. - А это мотоцикл "Урал", потомок послевоенного "Ирбита". Эта трехколесная техника до сих пор высоко цениться, и пользуется спросом за границей, несмотря на то, что стоимость мотоцикла оценивается в 700 тысяч рублей!
Для полноценной коллекции Сабайкину, как он сам признается, не хватает правительственного "ЗИЛа". В советское время этой модели не было в свободной продаже – он преимущественно использовался в качестве личного транспорта высшей партийной номенклатуры. Сейчас они брошены на произвол судьбы, так что он не теряет надежды приобрести эту технику. Хотя и то, что у него есть, считается неплохим сбором раритета. Хобби – это требует много терпения, но и с другой стороны – это занятие для души, это то, что он делает в свободное время.
- И занимаюсь я этим делом не для собственной коммерческой выгоды. У меня есть мечта - на День Победы устроить эскорт из машин-раритетов и прокатить на них ветеранов, пусть вспомнят свою молодость. Можно также эти машины использовать для молодоженов в свадебных кортежах, - делится А.Д. Сабайкин. - Конечно, это пока мечты, но кто знает, может, они когда-нибудь воплотятся в жизнь?
Кстати, по стопам Александра Дмитриевича пошел и сын – Дмитрий. Но он занимается не только ретро-коллекцией, но и любит возиться с современными моделями. Дмитрий в одиночку собрал трактор Беларусь МТЗ-80, реанимировал десятки мотоциклов советской эпохи и универсально управляет любым видом транспорта.