Но шахматы – это не только полезно, это еще и очень увлекательно, поэтому дети воспринимают обучение шахматам как интересную игру и с удовольствием принимают в ней участие.
В дошкольном возрасте происходит разделение детей на теоретиков и мечтателей. А шахматы можно назвать универсальной игрой, которая поможет и мечтателям, и теоретикам развивать способности, научит обобщению, сравнению, запоминанию информации и составлению умозаключений. Чем раньше начнется обучение шахматам, тем быстрее будет происходить развитие ребенка. С этой целью с нового 2017 учебного года практически во всех школах Атяшевского района были внедрены обязательные кружки шахмат. Игре обучают школьников не только старших, но и младших классов. Юные атяшевцы постигают азы логики и правила решения нестандартных ситуаций, обучаясь игре на особых "шахматных" уроках. Этот республиканский проект создан в целях реализации Послания Главы Республики Мордовия Государственному Собранию РМ и развитию шахмат в Мордовии как вида спорта. Раннее об этом же заявляла и Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева. По словам министра образования, один час обучения игры в шахматы в неделю может быть добавлен в программу начальной школы уже на 2017-18 учебный год. "Это очень простая программа с 1-го по 4-й класс – один час в неделю", - сказала Васильева, отвечая на вопрос одного из сенаторов о возможности введения обязательных уроков шахмат в школах всех регионов России. Основная цель, которую преследовали авторы эксперимента, - проявить школьникам навыки логического мышления и решения нестандартных ситуаций. Именно шахматы, как форма интеллектуальной игры, отлично подошли для этого.
Атяшевские мамы и папы, чьи дети готовились стать первоклассниками, восприняли инициативу шахматных энтузиастов по-разному. Одни приняли идею сразу и "на ура", а кто-то засомневался – нужны ли шахматы в школе, причем не в виде кружка для желающих, а в качестве дополнительного обязательного факультативного занятия. Специалисты же не сомневались – идея хорошая. Именно шахматы, уверяли они, способны подготовить младшеклассника к средней школе, где от него потребуется достаточно развитое логическое мышление, умение решать нестандартные задачи и запоминать большой объем информации.
По словам главного специалиста Управления образования Администрации Атяшевского муниципального района Н.А. Артамоновой, задача шахматного всеобуча исключительно образовательная. "Основная идея – подготовить ребенка к тем предметам среднего звена школы, где потребуются логика, память, способность правильно решать самые разнообразные проблемы. А это практически все предметы. Психологи утверждают, что способность "действовать в уме" формируется у ребенка в период от 6 до 12 лет и является наиболее значимой, в отличие от простых накопленных знаний", - отметила Нина Андреевна.
В Поселковской средней школе № 1 с нового учебного года "шахматным всеобучем" охватили учащихся 1-го и 4-го классов, где обучаются 36 младшеклассников. Как рассказывает учительница первоклашек Ольга Николаевна Карпова, родители изначально были довольны новшеством. И хотя многие дети совершенно не умели играть в шахматы, сейчас с большим интересом обучаются игре, а главное, незаметно для себя учатся терпению, усидчивости, умению самостоятельно принимать решения, учатся другим полезным для развития личности навыкам.
- Играть в шахматы должен уметь каждый ребенок, а будет это его увлечением или профессией, он решит сам, - говорит руководитель шахматного кружка, учитель физкультуры ПСШ-1 Г.И. Осин.
Для тех, кто только начинает свой путь к шахматам, руководители кружков Г.И. Осин и И.А. Бухаркин предлагают увлекательные и познавательные методики, благодаря которым происходит знакомство с "шахматной страной" и ее жителями. Ребята узнают, что такое "пешка" и "ладья", "шах" и "мат", почему одни фигуры ходят прямо, а другие только по диагонали. Шахматы для детей пока становятся особым миром, со своими правилами и возможностями. Все занятия проходят в игровой форме, что позволяет поддерживать интерес на протяжении всей игры, несмотря на то, что детям приходится учиться и запоминать определенные названия.
После овладения начальными знаниями, для учеников будет открыт мир новых понятий – "вилка", "пат", "двойной шах" и другие. Педагоги научат детей тактическим приемам атаки и обороны, борьбы с зеваками и правильному расчету ходов. Одним словом, всему необходимому для свободного плавания на первых порах. А там уже недалеко и до первого шахматного разряда.