Органы внутренних дел, реализуя права граждан, определенные Конституцией Российской Федерации, обязаны принимать, регистрировать и рассматривать в пределах компетенции устные и письменные обращения граждан, учреждений и организаций, должностных лиц о совершенном или готовящемся преступлении или правонарушении, в том числе об авариях, несчастных случаях с людьми, пожарах, стихийных бедствиях, безвестных исчезновениях граждан, обнаружении граждан в беспомощном состоянии и других событиях.
Сообщение может быть передано в орган внутренних дел гражданином лично, по почте, телефону, телеграфу, факсимильным или другим видом связи, в том числе посредством сети Интернет.
Если гражданин лично обратится в дежурную часть органа внутренних дел, то ему будет выдан талон-уведомление, в котором будут указаны сведения о регистрационном номере сообщения и сотруднике, его принявшем.
С сообщением о преступлении или правонарушении можно обратиться в любую дежурную часть органа внутренних дел круглосуточно независимо от места и времени совершения преступления или правонарушения.
Рассмотрение таких обращений непосредственно органами внутренних дел Российской Федерации регламентируется приказом МВД России от 29.08.2014г. №736 "Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях".
Сроки рассмотрения сообщений зависят от их содержания, но не превышают 30 дней.
После того, как сообщение рассмотрено, в обязательном порядке заявителю в течение суток направляется уведомление о принятом решении за исключением случаев, когда обратившийся в орган внутренних дел гражданин не указал данных о себе - фамилии, почтового либо электронного адреса, по которому должен быть направлен ответ.
Руководством Министерства уделяется первостепенное внимание соблюдению сотрудниками органов внутренних дел порядка приема, регистрации, рассмотрения и разрешения сообщений граждан, поскольку соблюдение прав и свобод человека, беспристрастность, открытость и общественное доверие являются основными принципами в деятельности полиции.
По фактам отказа в принятии заявлений о происшествиях, невыдачи талонов-уведомлений при личном обращении с заявлением в дежурные части органов внутренних дел, нарушения сроков вынесения решений, уговоров заявителей должностными лицами органов внутренних дел с целью фальсификации материалов проверок, несогласия с принятым решением, неуведомления о результатах рассмотрения, граждане могут обратиться с жалобой на действия сотрудников в любой орган внутренних дел через дежурную часть, либо непосредственно к руководителю органа полиции, в ходе личного приема граждан руководящим составом МВД по Республике Мордовия, как в административном здании Министерства, так и при выездах в муниципальные районы республики, в прокуратуру либо в суд.
Если гражданин обращается в дежурную часть органа внутренних дел по телефону, то его сообщение будет записано и сохранится в течение 30 дней. В этот период времени содержание обращения будет легко проверить и оценить работу сотрудника на предмет соответствия требованиям законов.
Кроме того, дежурные части территориальных органов оснащены системами видеонаблюдения и при личном обращении в дежурную часть гражданин также может быть уверен, что его обращение зафиксировано и в случае обращения с жалобой на действия сотрудника данные записи будут использованы при проведении проверки.
Обращаю внимание, что эффективность работы сотрудников полиции напрямую зависит и от того, насколько активно граждане будут сообщать об известных им фактах преступной деятельности. Лишь своевременное сообщение в полицию о совершенных противоправных деяниях позволяет правоохранителям действовать быстро, эффективно раскрывать преступления и задерживать подозреваемых.
Сотрудники обязаны принять поступившее обращение и отказать в этом не вправе. Сообщение в любом случае будет зарегистрировано, доложено руководству и рассмотрено в соответствующем порядке.
Кроме того, сообщения, либо заявления граждан кроме сотрудников дежурной части и участковых инспекторов полиции вправе принять любой сотрудник. При этом сотрудники полиции не вправе отказывать в приеме сообщений и заявлений под предлогом обслуживания другой территории, работы в другом подразделении и т.д. Полученные сотрудником сообщения о происшествиях передаются нарочным, по телефону или с помощью иного вида связи в дежурную часть органа внутренних дел для незамедлительной регистрации.
В МВД, как и в других правоохранительных ведомствах, имеется "телефон доверия", входящий в систему "горячей линии МВД России". В МВД по Республике Мордовия - это телефон 29-80-88. Он работает круглосуточно.
Данная линия создана специально для того, чтобы принимать сообщения граждан о преступлениях и иных правонарушениях, совершенных сотрудниками органов внутренних дел. Обоснованность жалоб устанавливается в ходе проверки. Содержание обращений различно. Чаще всего - это несогласие с составлением протоколов об административных правонарушениях по фактам нарушения правил дорожного движения. Но бывает, что граждане обращаются с благодарностью сотрудникам за добросовестную службу, за оперативное реагирование на сообщения и вовремя оказанную помощь.
В МВД предусмотрена система контроля за соблюдением законности при приеме и разрешении сообщений граждан о преступлениях и административных правонарушениях. Любое рассматриваемое сообщение контролируется руководителем, им же утверждается принятое сотрудником решение. Соответственно, данные должностные лица несут солидарную ответственность за законность принятого решения.