За последнее десятилетие на железнодорожной станции Атяшево произошли значительные изменения. Что же представляет собой станция Атяшево сегодня? На этот вопрос мы решили найти ответ в канун праздника - Дня железнодорожника.
Первый поезд
Железная дорога в нашем крае была проложена в 1892 году. На первый поезд, как на диковинку, прибежали смотреть все крестьяне окрестных сел. Пожилые молились и неистово крестились, видя в нем "огнедышащего черта", предрекали конец света, а молодежь удивлялась и прикидывала в уме: сколько лошадей может заменить это железное чудовище.
Строительство железной дороги оказало существенное влияние на деревенский уклад жизни и на развитие экономики края. Образование Атяшевского района и перенесение райцентра из с. Атяшево в поселок, привели к дальнейшему развитию железнодорожной станции Атяшево. В 1933 году был оборудован привокзальный перрон, упорядочена пристанционная торговля.
Лишь 1980 году качественно изменилась техническая оснащенность железнодорожной станции и культура обслуживания пассажиров, а в 1991 году пущено в эксплуатацию современное здание вокзала.
В 1997 году проведен капитальный ремонт путей, раньше лежали деревянные шпалы и рельсы по 25 метров. Шпалы поменяли на железобетонные, а рельсы стали длинной от 250 до 800 метров.
Трудовая деятельность и биография многих жителей поселка связаны с железнодорожной станцией.
Станция живет
Большие изменения произошли на станции за годы ее существования. Сегодня станция делится на несколько служб: Юдинская дистанция энергоснабжения, Казанский ремонтный центр связи, дирекция по обслуживанию пассажиров, Канашинская дистанция инфраструктур.
Всего на станции работают 25 человек, в 2005 коллектив был вдвое больше - 56. Только ремонтников было четыре бригады, сейчас одна.
Здание вокзала функционирует три раза в неделю, в дни, когда идет поезд дальнего следования "Адлер-Новосибирск". Открывают его за час до прибытия поезда, и закрывают через час после отбытия поезда. Пригородные поезда проходят через станцию каждый день, но вокзал не функционирует.
Контролирует всю работу железнодорожной станции начальник Ботенков Александр Михайлович.
После окончания школы он поступил в Алатырский техникум железнодорожного транспорта. Начал трудовую деятельность на станции "Ардатов". 4 августа 2010 года перевелся в Атяшево. Чуть позже был назначен на должность начальника станции. С тех пор он контролирует все службы. Подчиненные характеризуют его как молодого, но надежного руководителя, ответственного и энергичного человека.
Сам же он о своей работе говорит так: "Работа, не прощающая ошибок, сложная и ответственная. Каждая ошибка может стоить сотни человеческих жизней".
Сотрудники, хоть их осталось мало, гордятся своей станцией, ведь она является объектом эталонного и образцового содержания. Это звание получить непросто, каждые полгода приезжает комиссия, чтобы удостовериться - достойна ли станция носить данное звание. И наша станция Атяшево – достойна.
"Лечат" рельсы и шпалы
Трудно выбрать наиболее или наименее важную специальность на железной дороге – ведь для полноценной работы всего огромного механизма важна каждая деталь и ее состояние. Но основа всему, конечно же, путейцы.
Сегодня бригада Канашенской дистанции инфраструктур состоит из 15 человек. На 15-ти самых, с одной стороны, "невидимых" нашему взгляду, а с другой — абсолютно незаменимых, лежит ответственность за 33 километра железнодорожных путей (от Дубровок до Сосуновки).
Каждый метр пути требуется содержать в порядке, ремонтировать и модернизировать. Именно под руководством старшего мастера Сергея Ивановича Клянчина вот уже 26 лет производится "лечение" железнодорожного полотна.
- После потока поездов железнодорожное полотно имеет обыкновение загрязняться, шпалы просаживаться, - делится Клянчин. - Вот все это "безобразие" и необходимо привести в порядок, чтоб обеспечить безопасность движения поездов: "вырезать" щебень, засыпать новый его слой и сделать много других, ведомых только специалистам железной дороги манипуляций. Причем, работу эту приходится выполнять в любую погоду, и в любое время суток. Для этого, как правило, даются, так называемые, "окна", когда поезда не курсируют.
Сергей Иванович – потомственный железнодорожник. В этой отрасли трудился его отец. Да и сам он долго не сомневался в выборе профессии. После школы отучился в Нижнем Новгороде, вернулся в Атяшево и устроился на работу на станцию. С тех пор он не изменял выбранному делу…
Хозяйка переезда
Астафьева Луиза Анисимовна уже 30 лет работает дежурной по ж/д переезду. Невозможно посчитать, сколько поездов прошло под ее внимательным присмотром. Днем она "приветствует" каждый проезжающий поезд флажком, а ночью фарой белого цвета, при этом следит, чтобы у состава не было неполадок. Если неполадка все же замечена, то о ней немедленно нужно сообщить на станцию. Поэтому дежурная переезда должна быть максимально бдительной и внимательной.
Участок Атяшевского переезда считается напряженным, за сутки его пересекают сотни автолюбителей, и далеко не все водители законопослушные.
- За 30 лет всякого насмотрелась, - рассказывает Луиза Анисимовна. – Водители, пренебрегая правилами дорожного движения, пытаются проскочить переезд даже при закрывающемся шлагбауме, бывало, что и столбы сшибали, и сам шлагбаум.
Сейчас работа дежурных облегчилась тем, что шлагбаум закрывается автоматически, когда поезд оказывается за 800 метров до переезда. А открыть его дежурный имеет право, когда поезд покинет блокучасток. Раньше ни при каких обстоятельствах переезд открывать нельзя, как бы при этом не возмущались торопящиеся водители.
Проработав 30 лет дежурной, Луиза Анисимовна никак не может привыкнуть к ночным дежурствам, хотя знает, что в любой нештатной ситуации ей тут же придут на помощь. Будка железнодорожного переезда оснащена различными видами связи. Астафьева может связаться не только с дежурным станции или диспетчером, а также с машинистом поезда по радиосвязи.
За многолетний и добросовестный труд Астафьева неоднократно награждалась грамотами и благодарственными письмами ведомства.