Душа к нему тянется. Увидев его, испытываешь двоякое чувство: радость в сердце, будто прикасаешься к чему-то светлому и чистому, и щемящую грусть, какая накатывает на человека в местах, где повсюду присутствуют следы запустения. Печально осознавать неумолимость хода времени. Дальнейшая судьба церкви печальна, ценность ее померкла, по сравнению с роскошными соседями - какие храмы-красавцы появились в последние десятилетия в других населенных пунктах района.
Сфотографировать старую церковь удалось только снаружи, внутри - не представилось возможности: входная дверь оказалась закрыта – не очень надежно, но закрыта.
Задавшись целью узнать больше о храме, было сделано несколько звонков. Полученная информация из разных источников была не то чтобы немногословной, а поистине скудной. Сведения пришлось почерпнуть в словаре-справочнике С.Б. Бахмустова "Православные приходские храмы Мордовии".
"Русские Дубровки (Дубровки, Сумароково, Саморуковые Дубровки), село – до революции Ардатовского уезда Симбирской губернии. Добавление "Русские" получило в 1928 году для различения с селом Мордовские Дубровки. Население русское, в начале XX века более 1600 человек, а вместе с приписанной деревней Новодубровка 2000 человек. О первом храме известий нет, но он был, так как в 1860-е годы Саморуковые Дубровки писались селом. Последнюю деревянную Космодамиановскую церковь прихожане построили в 1897 году. Храм, дошедший до нашего времени с некоторыми потерями, в 1975 году был признан памятником архитектуры республиканского значения и взят на государственную охрану".
Деревянная однопрестольная церковь имеет традиционную трехчастную композицию: храм, трапезная и колокольня. Фасады отличаются позднеклассическим декором, который сведен к карнизу, проходящему под кровлей, и плоскими наличниками арочных окон. Во всех частях здания они имеют одинаковую форму и размеры и расположены на одном уровне. В окнах сохранились металлические кованные решетки. Кровля железная.
Церковь представляет собой типичный для второй половины 19 века пример воспроизведения форм каменной архитектуры в дереве и расположено на каменном фундаменте.
В том цвете, каком предстала сельская церковь перед прихожанами в момент открытия, нам уже трудно представить. Рассказывал при жизни о том великолепии старожил села Прокофий Тихонович Шахоткин. Нет в живых и Валентины Владимировны Козыревой, отец которой был священнослужителем и похоронен в церковной ограде.
Личным потрясением для верующих стало закрытие храма в 30-х годах прошлого столетия. В 60-годах там был колхозный продовольственный склад, хранили зерно и цемент. Но настали другие времена. И хотя 90-е годы были непростыми во всех отношениях, но именно тогда верующие сельчане вновь захотели увидеть свою церковь царственной и радостной. Группа местных женщин – Татьяна Федоровна Савченко, Мария Васильевна Морина, Мария Михайловна Романова вместе с председателем сельского Совета Лидией Васильевной Софроновой проделали неблизкий путь в село Макаровка, в Мордовскую епархию, чтобы заручиться разрешением на открытие церкви в селе. Было непросто, но попытки православных жителей с. Русские Дубровки увенчались успехом. Церковь из небытия они вернули: отмолили, отмыли, а потом сами стали главными в нем прихожанами. Настоятелем храма чудотворцев Космы и Дамиана стал отец Геннадий, который позже принял монашество. С 1994 года приход возглавил отец Александр (А.А. Ерещенко). Общими усилиями священнослужителя, прихожан, руководства колхоза "Заря" велись работы по восстановлению храма. Устранили основные протечки кровли, купола обшили оцинковкой, установили двери, сделали входное крыльцо, сложили две печки, провели газовое отопление и электричество, хотели было установить и ограду ... Главный крест (обстрелянный) упал с купола церкви, и сейчас он находится на сельском погосте.
В течение нескольких лет велись здесь службы, венчались и даже крестили детей. Но здание настолько ветхое, что со временем стала сыпаться со стен штукатурка, да и прихожан становилось все меньше и меньше. До самого закрытия храма Божьего посещали службу Раиса Сергеевна Макарова, Анна Григорьевна Шалаева, Анна Петровна Шахоткина, свечи продавали Татьяна Федоровна Савченко и Вера Никитична Пахомова. В 2014 -2016 годах отпевание отец Александр совершал уже на дому.
Сейчас церковь во имя св. бессеребреников и чудотворцев Космы и Дамиана находится на балансе Ардатовской епархии. Уборку территории организовывается администрация Большеманадышского сельского поселения, куда нынче относятся Р. Дубровки.
Храм красивый, самобытный, но он, к сожалению, в аварийном состоянии. Крест на куполе согнулся от ветра, да и само здание разрушается на глазах. Только некому ее отреставрировать. Где взять на это средства и силы? Не всякое село может гордиться состоятельным уроженцем, не всякий предприниматель возьмет на себя такой крест. Восстановление храма – процесс длительный, а главное – затратный. Но хочется верить, что рано или поздно памятник архитектуры в Русских Дубровках перестанет быть просто осколком старины, а, наконец-то, сбросит дремоту многих десятилетий, "расправит плечи", предстанет перед нами во всей красе, и с распростертыми объятиями будет встречать своих прихожан. А, может, и туристов. Ведь не зря же он простоял целых 124 года и является памятником деревянного зодчества!