Рядом с заводским трактором Т-40 занял достойное место самодельный механизм 30-летней давности, собранный из двух видов техники. Кабина просторная, удобная. Было время, возил в ней хозяин до 40 литров молока на сдачу государству. Следующий самодельный трактор тоже с большой трехместной кабиной. Скорость - 25 км/ч. Внуки на нем любят кататься.
Сборку сельский Кулибин осуществляет из того, что было – из частей списанных машин, тракторов, металлолома. Некоторые автозапчасти реставрировал, выполнял сварочные, токарные и слесарные работы. Понятно, чтобы соорудить машину, нужно много труда и смекалки. Ведь здесь соединяются в одно целое узлы и агрегаты из разной техники. Необходимо произвести точные расчеты, чтобы определить ширину колеи, нужную скорость движения. Благо у Николая Михайловича есть свой токарный станок.
- Без инструментов и станков в деревне никуда, - рассуждает мастер. – Пришлось в свое время обзавестись собственным строгальным станком. Соорудил и самодельный кран, который поднимает до 2 тонн груза. Использовали его, когда строили сыну дом. Пригодилась и циркулярка трехфазная, от заводской ее не отличишь.
В доме есть зернодробилка, картофелекопалка, плуг и еще много чего, что служит в хозяйстве. Конечно, сейчас все можно купить, были бы деньги. А Николаю Михайловичу интересно все сделать своими руками. Гараж – его сокровище. Здесь пенсионер проводит все свое время. Здесь лучшие его творения. Совсем недавнее – трицикл. Донором для него послужил автомобиль "Ока", рама из металлического профиля, тормоза – гидравлические, заводится с помощью стартера. Ходовые испытания трицикл прошел успешно.
Гусеничный вездеход местный Кулибин сделал два года тому назад. Мотор и коробку использовал от автомобиля "Ока", гусеницы – собственной сборки, кабина сделана из ДВП. Технические параметры удовлетворили мастера: уверенное движение по снегу средней глубины, по грязи, а при детальном усовершенствовании, возможно, удержится и на плаву (только в этом нет необходимости).
Последним ноу-хау пенсионера стал снегокат. По пушистому снегу немного буксует, а по морозцу скользит отменно.
- Многие конструктивные решения придумал сам, - говорит мастер. – Но перед этим перелопатил не одну сотню мегабайт информации в интернете. Если раньше выписывал журналы, то сейчас предпочитаю идти в ногу со временем.
Но постройка любой техники начинается всегда с идеи.
- Осенит вдруг или как? – интересуюсь я у изобретателя, каким образом приходит идея.
- Всегда по-разному. Бывает, мысль о новой самодельной технике сама собой появляется. Иногда увижу в интернете интересный замысел и все: пока не сделаю, не отпустит, - делится местный Кулибин.
Надо сказать, к железкам Кузнецова тянуло с детства. С 7 лет сел на мотоцикл. Ноги до педалей не доставали, но умудрялся вставать на бревна, заводить и ехать. Во время уборочной работал помощником комбайнера. А он обязан подготовить комбайн к работе: обмести пыль, убрать остатки соломы, почистить, смазать, проверить уровень воды в радиаторе… Словом, служить в армию Кузнецов пошел технически подкованным. Пригодились и знания, полученные в машиностроительном техникуме. По специальности он технолог литейного производства черных металлов. Специалист с инженерной мыслью мог бы сделать карьеру в городе. Работал в Москве на заводе имени Лихачева, в Набережных Челнах, в Ульяновске, откуда каждую неделю на мотоцикле "Минск" приезжал домой, проведать родителей. Тянуло обратно в село, потому и вернулся. Устроился механизатором. В уборочную продолжал работать на комбайне. Хорошего работника премировали мотоциклом "Урал". Работал с удовольствием, параллельно изобретал и конструировал. Дом построил в одиночку, не считая заливку фундамента.
Техническое творчество – не единственное увлечение Н.М. Кузнецова. Есть еще и фотодело, которым он "заболел" в третьем классе. Он радиотехник, мастер по ремонту телевизоров (ламповых), сварщик, токарь, плотник. Нет такой работы, с которой Николай Михайлович не справился бы.
Своих дальнейших планов мастер из Сосуновки не раскрывает. Обмолвился лишь, что каждой железке, которая есть в мастерской, найдется свое применение. Думается, в скором времени новый агрегат обязательно появится.