Торговля на селе – это не просто бизнес, это бизнес, который повернут лицом к населению. Сегодня он сталкивается с такими проблемами, как низкая покупательская способность и труднодоступность населенных пунктов.
Несмотря на трудности, не один год работают в сфере сельской торговли Юрий Валентинович и Елена Евгеньевна Кирдяшкины. Старт своему делу супруги дали в 2008 году. Торговали одеждой в поселке Атяшево. Азы предпринимательской деятельности постигали постепенно.
В 2018 году их бизнес "переместился" в сельскую местность. Арендовали магазин в селе Селищи. Жителей в данном населенном пункте около 200 человек. Торговых точек – две. В кирдяшкинском магазине за прилавком Юрий Валентинович сам. Конечно, с таким количеством покупателей не продашь 100 килограммов колбасы даже за месяц. Но предприниматель старается удовлетворить спрос, включая в ассортимент товар в небольшом объеме.
- Каждый день надо подстраиваться, определять объем продукции, особенно, если товар скоропортящийся, искать то, что будет пользоваться спросом. У рынка продаж, как известно, свои законы, - говорит Елена Евгеньевна.
В Алове у Кирдяшкиных еще четыре магазина в аренде. Ассортимент богатый: от батона до гвоздя. Есть масса вещей, которые, как думали предприниматели, в селе и брать не будут. А берут с удовольствием. Все щелкают магазинные семечки и даже, наверное, забыли, что такое жарить на сковороде. Эпоха потребительства! Или морепродукты – для села это казалось экзотикой… А сейчас без них никуда. Молоко, сметана, творог – все теперь сельчанин покупает в магазине, ведь корову держат единицы.
Кроме магазинов, есть у Кирдяшкиных кафе. До проведения банкетов дело не дошло, но аловская молодежь коротает здесь все вечера.
В декабре прошлого года из-за отсутствия продавца закрылся магазин в с. Мордовские Сыреси. Расстояние от села до райцентра 30 километров, рейсовый автобус не ходит, не у каждого пенсионера есть транспорт и возможность ехать в п. Атяшево за продуктами. Вот такая не радужная картина получается. Выгодно-невыгодно, рентабельно-не рентабельно, но оставлять людей без хлеба нельзя. Уже полгода, каждый четверг выезжают Кирдяшкины в отдаленное село с выездной торговлей. Товары первой необходимости привозят пожилым людям прямо к дому.
Как видим, сельская торговля – не просто бизнес, а вид торговли, который максимально обращен лицом к интересам жителей. Кроме того, что индивидуальный предприниматель создал шесть рабочих мест, он идет в ногу со временем. В настоящее время его магазины работают по партнерской программе Фудтайм. Это не просто партнерская программа, магазины получают маркетинговую поддержку и продвижение, акции и специальные предложения от поставщиков, а также запоминающееся оформление. Для сельских покупателей это пока еще новинка, но продавцы уверяют, что это выгодно, товар по сниженной цене, и главное, свежий.
И хотя сегодня федеральные сети диктуют свои правила торговли, сельские предприниматели в предприимчивости не уступают никому, продолжают работать, несмотря ни на что.