Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Автономная некоммерческая организация «Редакция газеты «Вперед»

431800, Республика Мордовия, Атяшевский район, п. Атяшево, ул. Центральная, 6
телефон: +7 (83434) 2-12-68
e-mail: upred2@moris.ru

Год педагога и наставника

А.С. Малейкина: "Без любви к детям нельзя стать учителем"

Указом Президента России В.В. Путина 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Профессия сложная и трудоемкая, огромная ответственность лежит, прежде всего, на плечах первого учителя. Любой из нас помнит свой первый звонок, первый урок, первый ответ, первые школьные праздники… Сабанчеевские и тарасовские выпускники никогда не забывают поздравить с Днем учителя и Днем рождения свою любимую учительницу Анну Степановну Малейкину, которая в Год педагога и наставника отметит 95-летний юбилей. Она бодра, полна сил и оптимизма, интересуется жизнью школы и села. Бывшие коллеги по работе называют главной чертой ее характера - умение меняться и признавать справедливость чужой точки зрения. Мы тоже убедились в этом, поговорив с Анной Степановной о школе, учениках и учителях.

- Анна Степановна, Вы помните свою первую учительницу?

- Я родилась в селе Тарасово. В первый класс пошла в 1934 году. Во время войны школу перевели в Сабанчеево, где и закончила в 1945 году 7 классов.

Мою первую учительницу звали Акулина Антоновна. Как мы ее уважали! Учиться я любила, но время было бедное и постоянно хотелось есть. Однажды с подругой сбежали на перемене домой, чтобы вытащить с грядки морковь и утолить немного голод. Поевши, решили угостить морковью и Акулину Антоновну. Втихаря, незаметно, подложили корнеплод с ботвой на учительский стол. Думали, не возьмет. Взяла. Мы ведь так хотели, чтобы Акулина Антоновна тоже немного поела.

Еще труднее стало в военную пору. На фронт отправили все трактора и рабочие лошади. Недоедали, недосыпали, работали наравне со взрослыми, не жалея сил, своими детскими ручонками приближали победу, как могли. Собирали и отправляли на фронт теплые вещи. Приносили, кто что может: варежки, шапки-ушанки. Я шила кисеты для махорки.

- В 1948 году, после окончания Ардатовского педагогического училища Вы, как молодой специалист, стали работать в Сабанчеевской школе. Как сложились первые годы учительства?

- Всю жизнь мне везло на учителей, может, потому и выбрала эту профессию. 13 лет, проведенные в Сабанчеевской школе, были самыми трудными, но и самыми лучшими в моей жизни.

В военные годы многие дети не ходили в школу, надо было наверстать упущенное и, поэтому собирали их по домам. У многих возраст был уже подростковый. В мой первый класс пришли 40 человек, где почти каждый пережил потерю близких, каждый со своей душевной травмой. Но в школу все-таки шли и учились. И не потому что хотели, а потому что было надо. Надо учиться, надо помогать дома. И не просто помогали, а по-взрослому работали, чтобы выжить. Мне кажется, послевоенные годы были еще тяжелее военных. Что-то купить было невозможно и не на что. В школе не хватало всего: мебели, бумаги, отопления. Чернила замерзали, и их приходилось отогревать ладонями и дыханием.

Наш учительский коллектив был молодой, дружный, профессионально подготовленный. Большое внимание уделялось не только обучению, но и воспитанию будущих граждан страны. Наставники - опытные учителя. Среди них, награжденные орденом Ленина, Логинова Зоя Павловна, Годяева Любовь Григорьевна. Они учили нас, молодых педагогов, как вести себя в общественных местах, а особенно с учениками, как готовиться к занятиям, быть требовательными к себе и к окружающим, как относиться к малышам, ученикам начальных классов. "Каждый ребенок – это личность. У каждого свой характер. Не надо оскорблять, унижать, повышать голос на детей", - говорили нам наставники.

Мы старались следовать их примеру, не считаясь с личным временем. До позднего вечера не умолкали детские голоса в школе. Нам, учителям, приходилось вести большую общественную работу. Ходили по десятидворкам, встречались с людьми, проводили занятия, ведь многие взрослые были малограмотными. Беседовали с ними об экономическом и политическом положении в стране. Контролировали, в каких условиях живут наши ученики. Однажды довелось мне прийти в многодетную семью Анастасии Палькиной. Запах свежеиспеченного хлеба чувствовался уже на улице. Оказалось, хозяйка дома впервые за много лет испекла хлеб из пшеничной муки, без примесей – лебеды и отрубей. Родительница угостила душистым теплым караваем, а я, соответственно, своих коллег по работе. Вкус того хлеба помню до сих пор. Удивляюсь, как при таком голоде и бедности удавалось нам работать так эффективно, с задором.

Заводилами учебного и воспитательного процесса среди учеников и молодежи села были: Геннадий Петрович и Анна Петровна Макаровы, Владимир Иванович и Сталлина Филипповна Гагины, Андрей Петрович Осин, Федор Григорьевич Хапугин, Ольга Евстафьевна Кучаева, Вера Максимовна Куликова, Раиса Николаевна Нарваткина. Без преувеличения хочется сказать, что семена, посеянные нашими руками, дали хорошие всходы. В пединститут в те годы, чтобы стать учителем, поступали целыми классами.

- Вы потом проработали учителем начальных классов в своем родном селе Тарасово целых 35 лет. Какие перемены в школьной жизни особенно заметны и значимы для Вас?

- Каждый ребенок рождается на свет любознательным. Читают нынче меньше. Но не дети виноваты – время с его интернетом, телевидением…

Есть и неизменные вещи. Всегда случайные люди из школы уходили – здесь заработка не ищут, учителям во все времена мало платили. С молодым специалистом нужно обращаться очень осторожно, дать ему возможность встать на ноги, а потом уже спрашивать результат. С опытом ко мне пришло еще одно понимание: с родителями нужно разговаривать, чуть принижая себя, что ли. Они могут прийти раздраженными: сын двойку принес – их нужно понять и даже самой повиниться, так поговорить, чтобы успокоить. И на собрании нельзя во всеуслышание обсуждать частные вопросы. Тогда родители будут приходить в школу по первому твоему зову.

Отрицать нельзя, родители стали более информированными. Когда я начинала работать, учителя обожествляли, а сегодня – на равных. Считаю, это неплохою, но до определенной степени. Учитель своим поведением и своей работой должен обозначить грань, за которую переходить не стоит ни ему самому, ни его ученикам.

Жизнь нынче хорошая. И условия лучше. С высоты своих лет, знаю, о чем говорю. Возьмем Тарасовскую школу – новая, комфортная! От того, что мы работали не в таких, работу свою любила не меньше. Благодарна за высокую оценку моего труда. В 1972 году награждена нагрудным знаком "Отличник народного просвещения". Указом Президиума Верховного Совета Мордовской АССР присвоено почетное звание "Заслуженный учитель школы МАССР".О чем еще может мечтать простой учитель обычной сельской школы?!

- Школа 21 века совсем не та, что раньше. Анна Степановна, каким же должен быть настоящий учитель? Вопрос в Год педагога и наставника актуален, как никогда...

- В школе нового тысячелетия мне работать не пришлось. Но школа есть школа. И учитель в ней тот человек, кто может делать свое дело, не роняя собственное достоинство и достоинство учеников. Без любви к детям нельзя стать учителем. В родной Тарасовской школе сформировался прекрасный коллектив учителей. Достойная смена. Я рада за своих коллег.

Автор: Г.Кажаева

По этой теме: учительнаставник

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1336

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика