Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
1 сентября 2012 года педагоги Усть-Илимска создали первый в Иркутской области Научно-образовательный комплекс. Создано новое учебное заведение путем слияния средней общеобразовательной школы №10 и лучшей школы России МАОУ "Усть-Илимский экспериментальный лицей". Главные задачи научно-образовательного комплекса - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, а также умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Многие родители рады, что у детей появилась возможность учиться в престижном лицее. Отмечено, что после окончания подобных учебных заведений большинство ребят поступают в популярные университеты, занимают руководящие должности, так как программа заведений выстраивается так, что ребята формируют в себе лидерские качества, получают навыки общения, в том числе и делового, изучают языки, занимаются танцами, йогой и не только.
В разновозрастных классах обучались дети в дореволюционных сельских школах, до сих пор эталоном является обучение и воспитание 12-14-летних юношей в Царскосельском лицее. Наиболее ярким примером разновозрастного сообщества является семья, в которой на старших братьев и сестер возлагается широкий круг обязанностей, главная из которых - забота о младших.
Раньше в лицей принимали ребят после окончания 5-го класса, теперь в научно-образовательном комплексе могут учиться и ученики начальной школы. Напомним, до переезда лицей располагался в бывшем здании детсада, что ограничивало поступление желающих. Благодаря переезду в новое большое и просторное помещение, обновленный лицей может принять существенно больше учеников.
Сейчас в новом учебном учреждении обучаются 795 детей и подростков (в том числе 75 первоклассника). Образовательный процесс в научно-образовательном комплексе проходит по технологии разновозрастного обучения. Авторы этой модели организации образовательного процесса -педагоги Усть-Илимска, которые на тему разновозрастного обучения написали более 180 публикаций, силами учителей издано 37 книг и брошюр, разработано множество авторских и сетевых инновационных образовательных программ. Данная модель подвергалась многочисленным профессиональным и общественным экспертизам, представлялась на региональных и федеральных конкурсах и каждый раз получала высокую оценку.
Об эффективности разновозрастного обучения свидетельствуют и успехи детей, которые за время существования экспериментального лицея приняли участие в многочисленных предметных олимпиадах и научно-практических конференциях, неизменно побеждая или занимая призовые места. Из 635 выпускников лицея 139 получили золотые и серебряные медали, что составляет 22%
В Научно-образовательном комплексе сформированы группы из обучающихся 2-4 классов, 5-6 классов, 7-9 классов и 10-11 классов.
- Первоклассники обучаются отдельно, поскольку важно, чтобы они успешно адаптировались в новой среде. А последующие классы уже объединяются в группы. На наш взгляд, каждому школьнику должна быть предоставлена возможность решать задачи, свойственные той возрастной группе, к которой он относится в данный момент. - считает Мусса Батербиев, директор МАОУ "Экспериментальный лицей "Научно-образовательный комплекс" г. Усть-Илимска, учитель физики, "Заслуженный учитель Российской Федерации", кандидат педагогических наук.- К примеру, опираясь на естественное стремление учеников младших классов учиться мы вооружаем их успешными примерами учащихся более старших классов. А старшеклассники, в свою очередь, осознают свою полезность, оказавшись востребованными как помощники педагогов при организации обучения младших детей -выполняют роль консультанта, руководителя группы, берущего на себя ответственность за других.
Педагоги лицея уверены - очень важно включать школьников в систему отношений, где они приобретают опыт поведения взрослого человека, принимающего самостоятельные и ответственные решения. В среде сверстников пробиться в организаторы, лидеры способны лишь некоторые. А Усть-Илимский экспериментальный лицей выпустил уже не одно поколение лидеров. "Мы убеждены, что именно такой учебный процесс создает благоприятные условия для выявления и развития одаренности детей", - резюмировал Мусса Батербиев.
Виктория Юрьева