Данный налог является местным, то есть поступает в казну муниципалитетов. О том, как нововведения отразятся на бюджете Усть-Илимска и чего местным налогоплательщикам ожидать в грядущем году, мы спросили у заместителя начальника Финансового управления Администрации города - начальника отдела доходов и налоговой политики Натальи Гребневой.
- Наталья Петровна, налог на имущество физических лиц действует уже давно. Расскажите, что, собственно, изменит введение новой главы в Налоговый кодекс?
В 2015 году собственники квартир и жилых домов продолжат платить налог на имущество как и прежде, ведь он будет начислен за 2014 год. И только когда региональные депутаты установят единую дату начала перехода Иркутской области на исчисление налога исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, налоговая база будет определяться по новым правилам.
Если до сих пор размер налога определяют, принимая за основу инвентаризационную стоимость имущества, то в дальнейшем исчисление будет происходить от кадастровой стоимости, которая может быть в разы выше инвентаризационной. Городской Думой для разных объектов недвижимости будут установлены и разные налоговые ставки в процентах от кадастровой стоимости: до 0,1% - для жилых домов и жилых помещений, недостроенных жилых домов, гаражей и машино-мест, до 2% - для административно-деловых и торговых центров, нежилых помещений, которые используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, а также объектов, кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. рублей. Для прочих объёктов ставка составит 0,5 %. При этом Городская Дума своим решением может уменьшить до нуля либо увеличить в три раза ставку, установленную для квартир, домов и гаражей. Рассчитывать сумму налога будет налоговая инспекция.
- А кто будет определять кадастровую стоимость имущества граждан?
Это обязанность субъектов федерации, в нашем случае, Правительства Иркутской области. Предстоит провести огромную работу, учитывая количество объектов, подлежащих оценке. С учётом этого фактора и определён переходный период до 2020 года. Что касается Иркутской области, то в 2015 году перехода на исчисление налога от кадастровой стоимости имущества не будет, будем пользоваться последними данными об инвентаризационной стоимости с учетом коэффициента – дефлятора. Налоговые ставки остались без изменений.
- То есть жителей нашего региона налоговые нововведения пока не затронут?
Затронут. Во-первых, с нового года от кадастровой стоимости будут платить налог владельцы отдельно стоящих административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), офисных зданий, нежилых помещений под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Область должна подготовить перечень таких объектов.
Во-вторых, новая глава Кодекса подразумевает несколько моментов, которые позволят пополнять доходную часть бюджета за счёт более полного охвата населения. Сейчас граждане льготных категорий избавлены от необходимости платить налог на имущество. Даже если на них зарегистрировано сразу несколько квартир, гаражей и т.д., налоги не уплачиваются ни за один объект. С 2015 года все льготы сохранятся, однако, льготнику необходимо будет выбрать только по одному объекту каждого вида недвижимого имущества (например, одну квартиру+один гараж+один жилой дом), на которые и будет распространяться льгота. За остальное имущество придётся платить налог на общих основаниях. Пока из расчёта инвентаризационной стоимости.
- А если льготник не выберет свободный от налога объект?
Тогда за него это сделают налоговые органы. По каждой категории определят самый дорогой объект имущества, его и не будут облагать налогом.
Помимо прочего, расширен сам перечень налогооблагаемых объектов для граждан. Например, сейчас недостроенные жилые дома и другие строения не облагаются налогом. Многие люди этим пользуются: дом построили, живут в нём годами, но не оформляют его в собственность и налоги не платят. С нового года под налогообложение попадают и недостроенные объекты. То же самое касается единых недвижимых комплексов, если в их состав входит хотя бы одно жилое помещение. Машино-места теперь тоже будут облагаться налогом.
- Есть основания полагать, что эти меры существенно увеличат налоговые поступления в бюджет города?
Мы на это надеемся, но пока рано делать прогнозы. Остаётся много вопросов: непонятно в какой стадии объекты незавершенного строительства попадают под налогообложение, как на практике будет происходить налогообложение машино-мест, и т.д. Но, в любом случае, оценить эффект от данных новшеств мы сможем не ранее, чем после 1 октября 2016 года – именно к этому сроку граждане должны будут уплатить налоги за 2015 год.
- Чего налогоплательщикам ждать в дальнейшем? Если кадастровая стоимость недвижимости в разы выше инвентаризационной, не будет ли налоговое бремя неподъёмным для населения?
Мы постараемся рассчитать налоговые ставки "подъёмными" для налогоплательщиков. Кроме того, при определении объекта недвижимости исходя из кадастровой стоимости, для налогоплательщиков предусмотрены "налоговые вычеты". Например, для владельца квартиры налоговая база будет рассчитываться следующим образом. Кадастровую стоимость квартиры необходимо будет уменьшить на кадастровую стоимость 20 кв.м. и умножить на налоговую ставку. То есть за двадцать метров любой квартиры налог взиматься не будет. Если же объектом недвижимости является комната, например, в общежитии или коммунальной квартире, то от её стоимости отнимается стоимость10 кв.м. Таким образом, граждане, имеющие в собственности комнату площадью до 10 кв.м., и вовсе будут избавлены от необходимости платить за неё налог.
- А для владельцев дачных домиков будут предусмотрены налоговые вычеты?
Дачный домик или не дачный, значения не имеет. Все жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, с 2015 года будут относиться к жилым домам. Кадастровая стоимость дома уменьшается на кадастровую стоимость 50 кв.м. и умножается на налоговую ставку. Соответственно, владельцам небольших домиков платить налог вообще не придётся.
- Выходит, на налогах смогут экономить владельцы небольших помещений. А как остальным? Ведь по закону можно увеличить налоговую ставку в три раза.
Да, изменения в Налоговом кодексе дают муниципалитетам такую возможность для наполняемости своих бюджетов. Но, я думаю, что муниципалитеты не станут злоупотреблять этим правом. Ведь даже сейчас, когда налог рассчитывался по инвентаризационной стоимости, многие устьилимцы по состоянию на 1 ноября 2014 года не заплатили налоги. Представляете, что будет, если налог резко повысится? Добросовестных налогоплательщиков может стать еще меньше. Муниципалитет в этом не заинтересован. Уплата налога – не наказание, а гражданский долг каждого человека. Необходимо, чтобы люди понимали, что наши налоги будут потрачены на нас же: на строительство площадок для детей, на ремонт дорог, на зарплату бюджетникам и другие важные вопросы.
- Переходный период обозначен до 2020 года, это значит, что субъекты федерации могут ещё несколько лет тянуть время. По вашему мнению, было бы лучше, если бы регион поскорее перешёл на исчисление налога по кадастровой стоимости?
Сейчас очень многое зависит от действий региональной власти, спешка может быть губительной. Определение кадастровой стоимости объектов налогообложения – вопрос более чем серьёзный, малейшая ошибка может обернуться настоящей катастрофой для муниципальных бюджетов.
Печальный пример с земельным налогом мы уже проходили. В целях повышения налоговой базы по земельному налогу осенью 2013 года по заказу Правительства Иркутской области была проведена оценка кадастровой стоимости земельных участков на территории Иркутской области. В результате новая кадастровая стоимость земельных участков, собственниками которых являются промышленные предприятия города, оказалась непомерно высокой.
Получив огромные суммы земельного налога за 1 квартал 2014 года от некоторых предприятий, мы и обрадовались, и задумались: захочет ли бизнес платить такие высокие налоги и не будет ли искать способ уменьшить затраты.
В итоге так и получилось – собственники крупных земельных участков обратились в областную Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Иркутской области. По решению Комиссии, кадастровая стоимость многих участков упала до уровня рыночной стоимости, определенной на 1 января 2012 года. В результате бюджет 2015 года теряет десятки миллионов рублей! Мы до сих пор пытаемся повернуть ситуацию вспять и убедить региональную власть принять меры.
Поэтому, когда придет время, мы постараемся при расчете налоговых ставок предусмотреть все моменты, чтобы увеличение налоговой нагрузки на граждан было приемлемым.
В настоящее время наиболее рациональный выход – распорядиться полномочиями таким образом, чтобы повысить налоговые доходы не столько за счёт увеличения налога, сколько за счёт увеличения собираемости и наиболее полного охвата населения налоговыми обязательствами.
В тему: В целях обеспечения сбалансированности бюджета города, Правительство Иркутской области рекомендовало Усть-Илимску изыскивать резервы по увеличению собственных доходов.
Налоговая инспекция проанализировала налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) и посчитала возможным увеличить значение показателя А, учитывающего ассортимент товаров (работ, услуг) для нескольких видов предпринимательской деятельности. К таким видам отнесены ритуальные и обрядовые услуги, услуги саун, ремонт и строительство жилья и других построек за исключением строительства индивидуальных домов, оказание услуг по ремонту, техническому облуживанию и мойке автомототранспортных средств, розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв.м. по каждому объекту организации торговли, а также через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, и через объекты нестационарной торговой сети продуктами питания с реализацией подакцизных товаров.
Основываясь на представленных расчетах, Финансовое управление Администрации города подготовило проект решения Городской Думы о повышении значения показателя А для указанных видов деятельности и внесло его на рассмотрение депутатской комиссии по бюджету и финансово-экономическим вопросам. Комиссия не поддержала проект и предложила провести встречу с предпринимателями, чтобы выяснить, будет ли повышение ЕНВД посильным для них. В результате был сделан вывод, что в существующих экономических условиях увеличение налоговой нагрузки может быть губительно для усть-илимского предпринимательства. Кроме того, выяснилось, что другие территории в этом году не планируют повышения ЕНВД.
В связи с этим, мэр города отозвал проект решения из Городской Думы. При этом ЕНВД в Усть-Илим-ске сегодня ниже, чем в других муниципальных образованиях региона. Возможно, в дальнейшем вопрос о его увеличении ещё будет подниматься.
Беседовала Мария Скворцова