Бюджет Усть-Илимска на 2015 год сформирован с дефицитом, а
значит, для исполнения своих полномочий по решению вопросов местного значения муниципалитет не имеет достаточных ресурсов.
Городская казна наполняется из многих источников, в том числе за счёт налогов и сборов. При этом в составе налоговых и не налоговых доходов лидирующее место занимает налог на доходы физических лиц. Как правило, на его долю приходится более половины указанных доходов. Между тем, значительное количество организаций малого и среднего бизнеса, экономя на налогах, часть заработной платы проводят официально, часть - не отражая в бухгалтерских документах. Получая серые зарплаты, мало кто задумывается о том, какие налоги и отчисления делает работодатель. Людей интересует размер и своевременность выплат. Однако зарплата в конверте - это не только недополученные деньги для города, но и социальные проблемы для работника, поскольку все выплаты, которые производит государство, включая больничные, декретные, будущие пенсии, любые пособия, налоговые вычеты и прочее осуществляются только с официальной зарплаты. Чтобы уйти от уплаты налогов и взносов во внебюджетные фонды, некоторые работодатели предпочитают заключать договоры гражданско-правового характера вместо нормального трудового договора. В результате, сотрудники также оказываются лишенными выплат, поступающих из Фонда социального страхования, и пенсионных накоплений. Кроме того, достаточно распространено явление, когда работодатель использует труд наемных работников без оформления трудовых договоров. Соглашаясь на такие условия, работники оказываются бесправны, социально не защищены и в перспективе могут рассчитывать только на минимальную пенсию. Они лишены полисов медицинского страхования, им не выплачиваются пособия по листкам нетрудоспособности, выходное пособие при увольнении, пособие по безработице, поскольку при начислении этих выплат, являющихся социальными гарантиями государства, также учитывается официальная заработная плата.
Работа по легализации теневой заработной платы ведётся на протяжении нескольких лет. И в этом деле городские власти рассчитывают на понимание и поддержку наемных работников. Сегодня уже многие понимают, что кажущаяся выгода зарплаты в "конвертах" чревата последствиями. Кроме того, надо помнить, что деньги, уплачиваемые работодателем в Пенсионный фонд, идут на выплаты сегодняшним пенсионерам. Соглашаясь получать деньги в "конверте", человек лишает достойной пенсии своих собственных родителей.
В целях легализации и полноты выплаты заработной платы при администрации города работает межведомственная комиссия, в состав которой вошли представители налогового органа, прокуратуры, судебных приставов, Пенсионного фонда и другие. Среди прочих мероприятий для исполнения поставленной задачи запущен проект по формированию налогового паспорта, который представляет собой обобщенную информацию по налогоплательщикам, как организациям, так и индивидуальным предпринимателям, зарегистрировавшимся и осуществляющим свою деятельность на территории нашего города. Целью данного проекта является формирование реальной налоговой базы и повышение собираемости налогов, в том числе НДФЛ.
Администрация города Усть-Илимска предлагает руководству организаций, использующих "конвертные" выплаты, задуматься об эффективном налоговом планировании вместо того, чтобы продолжать рисковать, применяя небезопасные методы выплаты заработной платы, которые сегодня могут поставить бизнес под угрозу.
Легализация объектов налогообложения позволит не только пополнить городскую казну, но и увеличит поступления страховых взносов во внебюджетные фонды. Неравнодушные граждане могут сообщать о фактах нарушения трудового и налогового законодательства (ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе, устройство на работу без оформления трудового договора, выплата неофициальной заработной платы, зарплата ниже установленного законодательством минимального размера оплаты труда и др.) в администрацию города. Контактные телефоны "горячей линии" по легализации заработной платы:
- 98 196 - начальник, отдела внутреннего контроля Сафиулина Лилия Карамовна;
- 98 206 - начальник отдела потребительского рынка Езова Любовь Алексеевна;
- 98 242 - заместитель начальника финансового управления Гребнева Наталья Петровна.
По информации финансового управления