На прошедшем 22 июня заседании Городской Думы депутаты утвердили первый в этом году список получателей денежной компенсации, утрачивающих объекты недвижимости в связи с затоплением части территории Иркутской области
и не относящихся к категориям граждан, предусмотренным Законом Иркутской области от 14 июля 2011 года № 76-ОЗ "Об отдельных мерах по подготовке части территории Иркутской области к затоплению".
Как известно, в нашем городе это длинное официальное название подразумевает граждан, которые пользовались недвижимым имуществом в зоне затопления ложа БоГЭС на улицах Набережная и Заводская, но в силу разных причин не смогли подтвердить право собственности. Чтобы защитить их интересы, ранее была разработана муниципальная программа о дополнительных мерах социальной поддержки, утверждён Порядок предоставления таких мер. Благодаря областному финансированию тем заявителям, кто смог вовремя представить доказательства длительного пользования имуществом и вступившее в силу решение суда о выселении из занимаемых построек,были выплачены денежные компенсации. К осени 2015 года исключение составляли порядка десяти домохозяйств, и у их пользователей появилась неприятная перспектива остаться ни с чем.
Повод так думать давало то, что срок действия Порядка истёк 1 июня 2015 года, но не все успели подать заявления, поскольку решение суда о сносе некоторых объектов недвижимости и выселении не было принято либо не вступило в силу. А месяц спустя, 1 июля, прекратил своё действие Закон Иркутской области от 11.03.2014г. № 29-ОЗ "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Иркутской области и социальных выплат отдельным категориям граждан", пришедший на смену закону №6-ОЗ. И в этой связи отсутствовал одно¬значный ответ на вопрос, на каких основания можно продлить действие муниципального Порядка и можно ли вообще. Другие граждане опасались вовсе не дождаться судебного разбирательства: Дирекция по подготовке к затоплению ложа водохранилища БоГЭС прошлым летом вступила в стадию ликвидации, и было неизвестно, какая организация в дальнейшем придёт ей на смену и станет выступать истцом. Наконец, была и третья категория граждан, которым повезло меньше всего: их имущество вообще не включено в Перечень жилых помещений, попадающих в зону затопления. То есть фактически постройки находились ниже отметки 212 б.с., но документально это закреплено не было. Разумеется, отсутствовали и данные об оценке объектов, а её результаты являются обязательным условием по соглашению между Министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области и муниципалитетом: нет оценки – нет компенсации.
Надежда на то, что во всех этих случаях людям удастся получить деньги за утрачиваемую недвижимость, появилась ещё в конце 2015 года. В течение нескольких месяцев специалисты правового отдела Администрации города направляли обращения в Министерство строительства, консультировались с его представителями и представителями надзорных органов. В результате получено заключение, что действие муниципальной программы по предоставлению мер поддержки можно продлить, и это не будет противоречить действующему законодательству. Вскоре Порядок предоставления мер поддержки был согласован в прежней редакции, за исключением сроков – подавать заявления можно до 1 октября 2016 года. На прошедшем 17 июня заседании межведомственной комиссии при Администрации города по предоставлению мер социальной поддержки было рассмотрено четыре заявления, в удовлетворении двух из них было отказано. В одном случае предъявленное судебное решение свидетельствует о выселении восьми человек, а обратились только четыре из них. Чтобы не допустить конфликт интересов, члены комиссии рекомендовали заявителям либо явиться в полном составе, либо представить документы, свидетельствующие об отказе остальных четверых граждан от компенсации. Второй случай – из тех, когда объекты не вошли в Перечень жилых помещений, попадающих в зону затопления. Чтобы комиссия могла принимать решения по таким случаям, необходимо проработать возможность внесения изменений в Порядок предоставления мер поддержки и расширить перечень объектов, используя уже исправленную нумерацию. Сегодня этот вопрос рассматривается, и, по предварительной информации, Министерство строительства поддерживает право муниципалитета самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки по конкретным категориям граждан. Когда доработанный Порядок пройдёт согласование и экспертизу, граждане смогут повторно обратиться с заявлениями.
В стадии урегулирования находится ещё один проблемный момент – судьба тех объектов недвижимости, о сносе которых не были поданы иски, и, соответственно, возможность получения компенсации. Вместо ликвидированной Дирекции полномочия по подготовке ложа БоГЭС выполняет ОГКУ "Управление капитального строительства Иркутской области". В ближайшее время по итогам регионального совещания станет известно, как именно организация будет представлять свои интересы в суде и будет ли задействован в этом процессе муниципалитет.
Как отмечает заместитель мэра Усть-Илимска по правовым вопросам Артём Беззубенко, сложная ситуация с назначением компенсаций постепенно прояснивается, и поблагодарить за это стоит Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области: в новом составе его руководство с пониманием отнеслось к проблемам Усть-Илимска, нашему городу готовы пойти навстречу. Нельзя не оценить и кропотливую работу правового отдела Администрации города, который не оставлял попыток сдвинуть ситуацию с мёртвой точки. При этом стоит напомнить, что процесс назначения компенсации по-прежнему очень зависит от самих граждан, их активности и ответственности при сборе документов, обращении в комиссию.