В новом учебном году в Нижегородской области открылось 9 ресурсных классов для детей с расстройствами аутистического спектра, восемь из них в Нижнем Новгороде - на базе общеобразовательных школ №№42, 65, 135, 79, 69, 58, 96, а также Православной гимназии и еще один - в г.о.г. Бор, в общеобразовательной школе №2.
В ресурсном классе, так же как и в отдельном классе коррекционной школы, обучение проходит по адаптированным образовательным программам. Отличие состоит в том, что ученики ресурсного класса последовательно включаются в учебную деятельность общеобразовательных классов, посещают уроки вместе с типично развивающимися сверстниками при поддержке тьютора (наставника).
Столь масштабный инклюзивный проект в Нижегородской области реализуется впервые. Ранее ресурсные классы уже функционировали на базе некоторых школ региона, но их было недостаточно для того, чтобы обеспечить всех нуждающихся в таком обучении детей. В августе 2019 года родители заявили о желании обучать своих детей с диагнозом "Расстройство аутистического спектра" инклюзивно. За последний год этот вопрос неоднократно обсуждался на родительских собраниях, была проведена психолого-медико-педагогическая комиссия, определены образовательные организации. В "ресурсных зонах" общеобразовательных школ будут работать более 50 педагогов, которые уже прошли курсы повышения квалификации и в дальнейшем будут продолжать профессиональную подготовку для более глубокого изучения вопросов коррекции и сопровождения детей с РАС.
"Обучение, в которое мы были включены, дало очень много практических знаний и конкретных рекомендаций, несомненно, полезных в реализации инклюзивного образования", - подчеркнула педагог ресурсного класса Елена Водолагина.
"Дети с сохранным интеллектом имеют абсолютные показания обучаться в общеобразовательной школе. Коррекционные школы не всегда могут предложить им необходимые для развития условия. Те ребята, у которых расстройство аутистического спектра сочетается с интеллектуальными нарушениями, могут обучаться как в отдельных коррекционных классах, так и инклюзивно. Этот выбор делают родители", - пояснила руководитель регионального ресурсного центра по организации сопровождения детей с РАС Надежда Гусева.
Выбор школ, на базе которых открываются ресурсные классы, был очень ответственным шагом, так как многое зависит от руководства образовательной организации.
"Мы очень рады происходящим в системе образования изменениям и считаем, что включение этих "особенных" детей в общеобразовательную среду пойдет на пользу и остальным учащимся. В нашей школе представлены сразу две модели реализации инклюзивного образования: "ресурсный класс" и "автономный класс". Ресурсный класс предполагает зачисление детей в общеобразовательные классы, а модель "автономный класс" подразумевает объединение детей, обучающихся по одной программе. Очень важно предоставлять семьям, воспитывающим детей с РАС, вариативность в организации образовательных условий, так как, несмотря на общий диагноз, образовательные потребности таких детей очень индивидуальны, и никто не знает их лучше, чем родители" - прокомментировала директор МБОУ "Школа №96" Наталья Ершова.
"Мой ребенок вчера пошел в первый класс. Учитывая его особенности, это очень важный и волнующий для нашей семьи момент. Но надо отметить, что в течение прошлого года мы уже приходили на развивающие занятия. Педагоги и весь персонал школы знают наших особенных детей в лицо, и сегодня нам это очень помогает", - рассказала мама первоклассника с РАС Елена Самоделкина.
Напомним, что в 2020 году губернатором Нижегородской области Глебом Никитиным была принята Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями.
Ранее, в апреле 2019 года, полномочный представитель Президента РФ в ПФО Игорь Комаров предложил создать в Приволжском федеральном округе новый общественный проект, направленный на максимально раннее выявление и сопровождение людей с особенностями ментального развития.
Мероприятия региональной Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями проходят в рамках реализации поручений Президента РФ Владимира Путина по развитию системы социальной реабилитационной работы с семьями, воспитывающими детей с ментальной инвалидностью.