Согласно карте, в ХII веке наш район входил в состав Муромско-Рязанского княжества, при этом являлся границей этого государственного образования. Именно с южной и восточной сторон, где проживали половцы, эрзя, мордва и народности мокша, наши земли подвергались их набегам.
Исторически эти границы необходимо было защищать и оборонять.
С целью защиты была организована сторожевая служба. В Ф-1355 опись1 (1766-1861 год) Центрального государственного архива (ЦГА) древних актов упоминается сторожевая книга о сторожевой службе на границах Русского государства. Согласно ей, на границах выставлялись конные посты для охраны дорог, населенных пунктов и наблюдением за набегами со стороны сопредельных княжеств и земель. Их задачами были конный объезд земель на сопредельной территории, "опрос" жителей, пастухов и торговых людей об обстановке, немедленное оповещение караулов, дозоров и застав о передвижении вооруженных отрядов.
В состав сторожевой службы вначале назначали младших дружинников на 10-20 дней, а с начала XVI века стали набирать постоянных людей, знакомых с военным делом (казаков), которые жили на засеках, становищах, погостах, специально созданных помещениях с амбарами, конюшнями, складами, и получали жалование. Разъезды были двух видов – дальние и ближние.
На межах и границах земель устанавливали граничные знаки – "чуры", "капцы". Вначале это были большие камни и валуны. По указу Петра I стали ставить столбы в 1721 году, а в 1772 году Екатерина II обязала ставить их с гербом государства Российского.
В Вачском районе есть ряд мест и населенных пунктов, которые имеют прямое отношение к границе государства, заложенное в их названии.
Первое – д. Городищи. Согласно словарю Даля, это русское название поселения эпохи разложения родового общества, огороженное земляным валом, стеной или частоколом, рвом, укрепленное и защищенное. При этом часто их ставили в местах, защищенных природными условиями: ручьями, речками, оврагами, – оно становилось "городищем". В нем были склады, конюшни, места для хранения фуража, и главное – там размещались дружинники для объезда прилегающих земель.
Обратите внимание: этот населенный пункт с трех сторон окружен речкой, в те годы она явно была глубже, шире, и это подтверждают ее окрестности и расположение на высоком берегу.
В 1239 году, согласно прилагаемой карте, данное поселение было разрушено во время монголо-татарскоегонашествия на город Муром, и прилегающие к нему земли также подверглись опустошению.
Второе – село Казаково. По всей видимости, название произошло от слова "казак". В XV-XVI веках на границе государства появились пограничные поселения (заставы), которые взяли на себя функцию охраны границ. Это слово упоминается впервые в значении "стража" в 1303 году в словаре переводном, который хранится в библиотеке собора святого Марка в Венеции. (Петкевич К. "Казацкое государство" стр.282, 560 (Сборник статей г. Волгоград 2006 г.).
В тюрском переводе – это вольный человек.
По одной из версий, представляющей интерес, – это беглые и вольные люди, монгольские воины (раненые, больные), в результате смешанных браков обрусевшие, умеющие владеть оружием и управлять конем. В переводе с монгольского "казак" означает: "ко" – броня, "зах" – рубеж. Так называли воина, покинувшего свой улус. Он воспринимался как изгнанник, свободный человек, авантюрист. Эти люди объединялись в общины, образовывали поселения, и их стали привлекать для охраны границ государства. При этом их труд стал оплачиваться. Таким образом, казаки стали нести службу охраны границ.
Третье – село Алтунино. Название его произошло от слова "алтын" – номинал русской счетной денежной системы, упоминается оно с 1375 года. В 1380 году чеканка денег началась в Москве и Рязани, при этом 1 алтын равен был 3 "рязанкам" или 3 "московкам". Алтыны (алтынки) как деньги были выпущены в 1704 году из серебра хорошего качества.
С татарского языка "алтын" переводится как золото, шесть.
С развитием внутренней торговли в Древней Руси появились пошлины, купцы провозили товары через заставы и платили налог (пошлину). С середины XIII века монголы ввели "тамгу", на товар стали ставить клеймо, то есть его стали "таможить". За проезд необходимо было платить деньги (алтынить).
Для сбора пошлины строили на открытых участках местности между водоемами, оврагами и лесами, затрудняющими проезд и уклонение от уплаты, постоялые дворы с конюшнями, амбарами и складами, где проверяли товар и собирали деньги.
Видимо, в районе села Алтунино и было создано такое место, прообраз современной таможни и сбора денег.
Примечание. Лесной массив между с.Казаково и р.п.Вача носит название Городки. У нас это слово ассоциируется с народной русской игрой. Однако согласно словарю Д.Н.Ушакова, "городки" – это деревянные чурки (столбцы), вырезанные в виде зубцов, треугольников. Видимо, они стояли в этом месте, указывая направление к месту осмотра товара на Алтунино и уплаты денег.
Согласно "Дозорной книге по Муромскому уезду", год образования Вачи – 1588.
Однако в перечне документов XI-XVI веков "Муромский уезд" есть купчая на часть д.Глебово от И.Б.Есшова (1575 г.) № 7768 стр.85 и указано место хранения: "Борисоглебский Муромский монастырь, однако на странице 164 "Муромский уезд" имеется жалованная несудимая грамота Великого князя Василия Ивановича Ф.М. Киселеву на сельцо/сс Дубово и Новое с деревнями 1506 г № 7733. Кроме того, "Пометный приказ", в Ф – 1209 (1499-1599) ЦГА древних актов имеется "Жалованная грамота" (копия) царя Федора Ивановича и царицы Ирины Федоровны соборной церкви г. Мурома на сельцо Новое с деревнями в Муромском уезде (1597 г. №40642) – ГАУ обзор документов по истории СССР, 1954 г.
Таким образом, история нашего района еще имеет много белых пятен и, вероятно, образована наша Вача значительно раньше.
Учитывая историческую роль нашего района, в честь 800-летия образования г.Н.Новгорода, в целях воспитания подрастающего поколения и сохранения нашей истории, было бы справедливо установить памятный знак на выезде из р.п.Вача в сторону сел Алтунино и Казаково, посвященный этим историческим событиям и нашим предкам.
С.Г.Гаменюк, директор музея истории полиции и милиции Вачского района