Дата 30 октября была выбрана в память о голодовке, которую в этот день 1974г. начали узники мордовских и пермских лагерей в знак протеста против политических репрессий в СССР. Они объявили 30 октября Днем политзаключенного. Согласно законодательному акту, политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, направления в ссылку или на спецпоселение, ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам. В годы советской власти массовым репрессиям по политическим мотивам были подвергнуты миллионы человек. В повседневную жизнь советских людей вошло понятие "враг народа". По решению Политбюро от 5 июля 1937 года жен "врагов народа" заключали в лагеря на срок не менее пяти лет. Детей "врагов народа" либо отправляли в лагеря-колонии НКВД, либо водворяли в детские дома особого режима. "Чистке" подверглись все слои населения: партийные и советские работники, научная и творческая интеллигенция. Не избежали карательных санкций и представители рабочего класса и крестьянства. Перед Великой Отечественной войной (1941-1945 г.г.) из рядов армии было "вычищено" 45 проц. командного состава, а в годы войны и после ее окончания жестоким репрессиям подверглись советские граждане, вышедшие из окружения, оказавшиеся в плену, угнанные на работу в Германию. Точных данных о числе жертв массовых политических репрессий, пик которых пришелся на 1930-е годы, нет до сих пор. В 1989 году началась массовая реабилитация. Был найден и предан гласности ряд мест массовых погребений. В 1992 году была создана Комиссия при президенте по реабилитации жертв политических репрессий. Четырнадцатого марта 1996 года вышел Указ Президента РФ "О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий". За прошедшие годы были изданы сотни "Книг памяти" с именами репрессированных, тысячи исследований и сборников документальных материалов о репрессиях, и до сих пор продолжается работа с архивными материалами.
Пострадавшие
в Вачском районе
В Вачском районе в 30-х годах 20 века от политических репрессий пострадало более 350 человек. Среди них кустари и бывшие фабриканты, простые колхозники и рабочие, руководители предприятий и священники храмов, дьяконы и псаломщики. Большинство служителей церкви было приговорено к высшей мере наказания (ВМН) - расстрелу. Все они пострадали за веру. Некоторым из них прихожане сообщили, что будут аресты, просили уехать, скрыться, но ни один из них не уехал и не спрятался. Всех священников нашего района арестовали практически в один день. Приехали подводы с вооруженными работниками НКВД, посадили туда людей и увезли. В тюрьме всем предлагали отречься от Бога, от веры, написать отречение в газету. Ни один из них не отрекся и веру не предал. Через два месяца после ареста большинство из них было расстреляно. На сегодняшний день известно о 43-х священниках и служителях храмов, арестованных в 1937 г, из которых 29 человек были расстреляны. За мученическую смерть и веру двое из них – Восторгов Николай Евдокимович, который служил в селе Чулково и Зеленов Николай Поликарпович, ранее служивший в селе Яковцево,– причислены к Лику Святых.
Понесли урон и руководящие кадры вачского завода "Труд". Так, 1 февраля 1938 года, как “враг народа” и “вредитель”, был арестован главный инженер завода Чупров Василий Григорьевич , (использовал на заводе заграничный опыт производства). В 1937г. в Ваче был арестован начальник отдела снабжения завода " Труд" Моржаков Федор Миронович. Он был обвинен в контрреволюционной деятельности и приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей ( ИТЛ).
Выжить в заключении долго не смог и умер в 1938 году Николаев Василий Михайлович, родом из деревни Пертово. Он работал заместителем главного механика завода "Труд" и был арестован в том же 1937 году. Обвинен он был в контрреволюционной деятельности и приговорен к десяти годам ИТЛ. Он умер в лагере в 1938 году.
Куприянов Василий Семенович, родом из с.Казаково - мастер завода "Труд" – арестован в 1937 году, обвинен в контрреволюционной деятельности, приговорен к десяти годам ИТЛ. Кроме руководства завода аресту подвергались и рабочие, которые также были приговорены к различным срокам заключения.
Невозможно рассказать о всех земляках, на долю которых выпали такие тяжелейшие испытания. В данном материале попытаюсь рассказать о некоторых из них.
Раскулачивание зажиточных крестьян
В начале тридцатых годов в Вачском районе началось раскулачивание зажиточных крестьян. Под раскулачивание подходили семьи, у которых имелись кустарные мастерские, мельницы, машины для обработки сельхозпродуктов, и использующие наемный труд и т.д. У людей, подходивших под эти критерии, отбирали скот, инвентарь, зерно, дом, отбирали одежду, выгоняли в любую погоду на улицу большие семьи. Односельчанам было запрещено брать их на постой, скрывать, прятать, помогать. Раскулачены были Зверевы из Горбунихи, Варловы из Рылова, Андриановы из Пурки, Семеновы из Беляйкова, Чупровы из Вачи. Все они были родственниками. Наступила очередь Денисовых из деревни Михалево. Они уже ждали, что за ними вот- вот придут. Денисовы были зажиточными людьми. Семья была большая - 24 человека с детьми, снохами, сыновьями. Прокормить такую семью было непросто. У Денисовых было небольшое кустарное заведение по производству ножевых изделий да ветряная мельница. Со своими изделиями сыновья ездили на выставки. На производстве работало десять человек наемных рабочих, на работу к ним ходили и из Вачи. Одного из сыновей звали Григорий Иванович,а его жену – Анна Григорьевна (Чупрова в девичестве из с.Вача). В начале 30-х годов их семья была раскулачена, а дом, кустарное заведение, мельница были отобраны. Жить они уехали в г.Павлово, где о них благополучно забыли, и репрессиям больше не подвергались. Спустя многие десятилетия, дети Денисовых стали видными учеными России. Два сына, Николай и Геннадий, посвятили свою жизнь изучению прикладной физики, имели профессорские звания и являлись докторами физико-математических наук. Сын одного из них в настоящее время является академиком в этой же области. Он главный по науке Нижегородской области.
Варлов Иван Тарасович - зажиточный крестьянин из д.Рылово Вачского района. Имел крепкое хозяйство, с лошадью и двумя коровами. Занимался изготовлением рогож, покупал мочало в г. Вязники, привозил его для обработки своей семье и крестьянам окрестных деревень. Готовые изделия продавал в основном во Владимирской области. Занимался хозяин дома и продажей угля для кузниц, который привозил из Салавири и доставлял кузнецам в с.Польцо и д.Городищи. Семья Варловых жила в достатке, своим односельчанам, живущим трудно, никогда не отказывала в помощи. Иван Тарасович обрабатывал наделы земли не только себе, но и крестьянам, не имеющим лошадей. Он помогал пахать,сеять и убирать урожай.
В 1929-30 годах начались репрессии против зажиточного крестьянства. Тарасовы были раскулачены, у них были отобраны дом и все имущество.
Иван Тарасович со своей женой и пятью малолетними детьми (младшая только родилась) остались на улице. Приютил это большое семейство брат Александры Алексеевны - Кузьмин Иван Алексеевич, проживающий в д.Талынское, у которого у самого было шестеро детей.
В 1937 году началась вторая волна репрессий против раскулаченных. Их находили на новом месте проживания, отправляли в ссылку или арестовывали. Иван Тарасович был арестован 5 ноября 1937года за антисоветскую агитацию. "Тройкой" был приговорен к десяти годам исправительно-трудовых лагерей( ИТЛ). Умер в ссылке.
Зверев Владимир Иванович проживал в д.Горбуниха Вачского района.
На протяжении нескольких поколений члены его семьи занимались производством ножевых изделий. На 1927 год Владимир Иванович имел патент первого разряда, дающий ему право заниматься предпринимательской деятельностью, иметь наемных рабочих и продавать выработанные изделия. Согласно номеру разряда, это была мелкая мастерская. Доходы от мастерской были ничтожно малы, а госналог был таков, что уплатить его он не смог. Все имущество и дом Зверевых были проданы за долги. Самого Владимира Ивановича арестовали. Жена у него к тому времени умерла, а четверо детей от 6 и до 16 лет остались без жилья и попечения родителей.
Во исполнение директивы НКВД, дети, оставшиеся после ареста родителей без присмотра, помещаются в детские дома, "если оставшихся сирот пожелают взять другие семьи (не репрессируемые) на свое полное иждивение — этому не препятствовать"
Детей Владимира Ивановича взяли на воспитание родственники в разные населенные пункты района. Дочери Таисия и Мария жили в д.Талынское, Надежда – в Ваче , а сын Андрей - в д.Рылово.Трудно было жить таким ребятам. Клеймо "дети кулаков, дети врагов народа" долго преследовало их. Таких, как они, не принимали в пионерию, в комсомол, их не принимали учиться в средние и высшие учебные заведения, работа давалась самая тяжелая, и каждый мог унизить и оскорбить. Сыну Андрею пришлось сменить фамилию и после женитьбы взять фамилию жены. И даже спустя многие годы ему напоминали о репрессированном отце. Сам Владимир Иванович Зверев умер в заключении.
Наши земляки
Василий Григорьевич Чупров - сын вачского кустаря Григория Ивановича Чупрова. После перехода фабрики Кондратовых в руки рабочих, он становится главным инженером завода "Труд". В середине 30-х годов Василия Григорьевича посылают на стажировку в Германию, а затем в Америку. В Германии он и специалисты заводов Павлова и Ворсмы стажировались на фабриках города Золинген, производящих стальные изделия. Вернулся наш земляк из-за границы с массой впечатлений и с большими производственными планами. Но 1 февраля 1938 года, ночью, пришли из НКВД с обыском. Перерыв весь дом и ничего не найдя, его арестовали. Обвинили по статьям 58-7, 58-10 (подрыв государственной промышленности). Два года он провел в горьковской тюрьме и в 1939 г.за недоказанностью вины был освобожден. Годы, проведенные в заключении, подорвали его здоровье. Он умер в 1953 году от туберкулеза.
Алексей Григорьевич Васильев — священнослужитель Федуринской церкви.
Была в селе Федурино красивейшая старообрядческая церковь "Успения Пресвятой Богородицы". Священник, отец Спиридон, был стар и сильно болел. В селе собрали сход, чтобы выбрать нового священнослужителя. За Васильева Алексея Григорьевича проголосовало большинство жителей. Большую роль в этом сыграла его грамотность, честность, уважение к людям. И еще он обладал красивым сильным голосом, был красноречив. Он не имел семинаристского образования, но был очень набожным и сразу согласился на служение церкви. В 1918 году Владыка благословил его на чин священнослужителя. В 1929 году начались гонения на церковь, но батюшка Алексей продолжал служить верой и правдой своей пастве, храм в с. Федурино не закрывался. Начались угрозы со стороны властей. Лишили всю семью права голоса. Старшие его дети из-за гонения и унижения уехали кто куда. Сын Григорий уехал в Павлово, Петр и Анна - в Подмосковье. Жили там под чужими фамилиями. Отец Алексей продолжал служить в церкви до 18 ноября 1937 года. В 1930 г. на него было заведено уголовное дело за неуплату церковного налога. Но деньги взять было негде. В церковь ходили в основном старики да старушки, и денег ни у кого не было. Долг по налогу составил 985 рублей. В 1932 г. семью из дома выгнали, дом отобрали, все имущество распродали за долги. Из дома забрали все, даже цветы с окон и детские вещи, а в их доме сделали сельсовет. Алексей Григорьевич с женой и тремя несовершеннолетними детьми поселились в доме брата, в одной комнате вместе с его семьей. В 1933г. началась коллективизация. В эти годы закрывали церкви. В деревнях у населения отбирали лошадей, коров, чтобы было с чего развиваться колхозам. В эти годы на церковь накладывали еще более непосильные налоги, и Алексею Григорьевичу приходилось обращаться к родственникам за денежной помощью, чтобы оплатить долги. Ему советовали отказаться от церкви. Но он отвечал: "От своей паствы я не отрекусь!" И вот в 1937 году, 18 ноября, ночью, в дом постучались. Отец Алексей сказал: "Это, видимо, за мной". В дом вошли четыре милиционера из Вачи и понятые из деревни. В 12 часов ночи начался обыск. Обыск длился четыре часа, в подполье все изрыли, но ничего не нашли. Забрав шесть святых книг и арестовав отца Алексея, милиция удалилась. Больше взять в этом доме было нечего. Вместе с отцом Алексеем аресту подверглись и две монахини Федуринского храма. Матушка Евдокия наводила справки, искала мужа, но он не возвратился ни через день, ни через год. Отвечали, что ее муж осужден на десять лет без права переписки, что сослан в дальние края. В селе не все сочувствовали такой беде. Находились и такие, кто издевался в открытую - оскорбляли и смеялись, обзывали плохими словами, в колхоз не принимали. Младшие дети священнослужителя учились в школе, и там тоже было издевательство и унижение. Не принимали детей ни в пионеры, ни в комсомол. Средств к существованию не было совсем. Выручал огород. Скотину забрали в колхоз. Дочки батюшки, чтобы выжить, нанимались в деревне в няньки за еду. Шло время, а об отце Алексее ничего не было известно. Был человек, и нет его. На запросы матушки Евдокии шли противоречивые ответы. И лишь спустя 22 года, в 1959 году,семья узнала правду. Священник старообрядческой церкви с.Федурино Алексей Григорьевич Васильев был расстрелян 26 декабря 1937году в г.Горьком. В документах было сказано, что "Васильев Алексей Григорьевич постановлением тройки УНКВД Горьковской области от 13 декабря 1937 года по политическим мотивам (ст.58-10 УК РСФСР) подвергнут расстрелу с конфискацией лично принадлежащего ему имущества". Вместе с ним так же 18 ноября были арестованы и в один день расстреляны священники РПЦ: Евгений Никольский из с.Яковцево, Евгений Красовский и Петр Сперанский из с.Красно, Леонид Воскресенский из с. Б.Загарино, Сергей Розанов из д. М.Загарино и многие другие. Все они похоронены в одной братской могиле на Бугровском кладбище в г.Горьком. Постановлением Президиума Горьковского облсуда от 4 ноября 1959 г. дело в отношении Васильева Алексея Григорьевича прекращено за недоказанностью обвинения. Среди его потомков люди разных профессий: инженеры, служащие, педагоги, авиастроители, химик, сотрудник ФСБ в звании полковника.
Красовский Евгений Иванович родился в с.Бережок Юрьевского уезда Владимирской губернии, священник, протоиерей, с1906 г.преподавал Закон Божий в земской и церковно-приходской школе села Красно Муромского уезда. Был уважаемым и образованным человеком, знал три иностранных языка. Его жена, Ольга Дмитриевна, была родом из Вачи, ее отцом был священник Вачской церкви –Дмитрий Петрович Поспелов. В семье Красовских родилось шесть девочек. Отец Евгений, как служитель религиозного культа, в 1937 г. был лишен избирательных прав. А 18 ноября 1937г. арестован с обвинением в контрреволюционной деятельности, приговорен к ВМН. Расстрелян 13 декабря 1937 г., захоронен на Бугровском кладбище в г.Горьком.
В конце 19 века в Дьяковском храме во имя великомученика Георгия Победоносца служил батюшка Григорий Веселовский. Три его дочери – Александра, Зинаида и Ольга– были выданы замуж за священников. Муж Александры, Михаил Иванович Покровский, после выхода за штат своего тестя, отца Григория, стал священником Дьяковского храма. Муж Зинаиды - Тихонравов Александр Григорьевич - служил в Троицкой церкви села Казаково, муж Ольги - Касаткин Георгий – в храме с.Вареж. Многие годы Михаил Иванович Покровский отдал служению в храме с.Дьяково, он пользовался у прихожан большим авторитетом. Люди уважали и любили батюшку, постоянно обращались к нему за советом и помощью. Живя в сельской местности, Михаил Иванович не гнушался крестьянского труда: сам пахал, косил, сеял, боронил, ухаживал за садом. Имел пасеку и с любовью ухаживал за пчелами. Семьи всех трех сестер были очень дружны, и на престольные праздники всегда ездили друг к другу в гости. Члены семьи Покровских имели прекрасные голоса и замечательно пели. В такие моменты послушать духовное песнопение под их окнами сходились многие жители села Дьяково. В ноябре 1937г. все три семьи священников были лишены избирательных прав. Восемнадцатого ноября 1937г. священники Тихонравов и Покровский подверглись аресту. Решением "тройки" они были приговорены к ВМН и в декабре расстреляны, священник с.Вареж отец Георгий был осужден на десять лет. Дети священников, как дети врагов народа, не могли поступить в школу для обучения, их нигде не принимали. Сын Касаткина Георгия – Юрий, за то, что скрыл сведения об отце, "враге народа", был исключен из Ленинградской художественной академии, арестован и три года отбывал на Соловках.
В 1991 г. был принят закон "О реабилитации жертв политических репрессий". В средствах массовой информации стали появляться статьи, публиковаться воспоминания очевидцев. В разных регионах нашей страны готовят и издают "Книги памяти жертв политических репрессий". Основное содержание этих книг – краткие биографические справки о расстрелянных, отправленных в лагеря, замученных в тюремных застенках. Эти сведения нужны для того, чтобы сохранить память об этих людях и помочь последующим поколениям восстановить историю их семей.